По ту сторону прозрачности


«Трансперенси Интернешнл Россия» опубликовала исследование сайтов российских НКО, получающих государственную поддержку. Доклад состоит из двух частей: в первой речь идет о методологии и результатов оценки прозрачности российских НКО, получающих государственные гранты, во второй авторы предлагают подробную инструкцию и рекомендации для НКО, стремящихся соответствовать высоким стандартам открытости.

transparency

В «Трансперенси» подчеркивают, что  «деньги налогоплательщиков не должны попадать в плохие руки и быть потрачены впустую».

«Наличие этических стандартов и процедур, а также информационная открытость, – это отличная профилактика от нечестных методов ведения работы. Мы считаем, что такие организации должны соответствовать определенным стандартам информационной прозрачности и руководствоваться в своей деятельности сводом этических принципов и процедур», — говорится в презентации исследования.

Статья по теме:

Прозрачность как путь к эффективности: для чего третьему сектору нужны этические стандарты

Авторы подчеркивают, что создали методологию, которая позволит объективно оценить прозрачность НКО, основываясь на содержимом официального сайта.

«Наша методология включает 63 критерия (пока не будем раскрывать их): адрес, телефон, название организации, е-мэйл, информация о сотрудниках, наличии контрольно-ревизионной комиссии, перечень и содержание проектов, наличие финансовой отчетности, отчеты о деятельности за предыдущие годы. В финансовой отчетности мы делали акцент на детализации расходования средств. Большим плюсом для НКО было наличие в отчете разбивки: сколько средств ушло на администрирование деятельности, на реализацию проектов и так далее», — сообщила координатор проекта Анастасия Иволга.

Она также отметила, что в рейтинг вошли, в первую очередь, сайты победителей конкурса президентских грантов для НКО, получивших с 2011 года суммы более 10 млн рублей».

«Поскольку за сумму более трех миллионов рублей НКО обязаны отчитываться перед Минюстом, мы отбирали среди этих НКО те, которые в каждом конкурсе получали не менее трех миллионов рублей. Мы попытались описать взаимосвязь между размером денежных средств, полученных НКО, и показателями прозрачности их сайтов.

Иволга сетует, что проверить прозрачной самой НКО практически невозможно.

«Даже если вы придете к ним в офис и попросите все документы — вы не являетесь проверяющим государственным органом, и никто предоставлять документы (тем более финансовые!) не обязан. Поэтому мы решили провести мониторинг официальных сайтов некоммерческих организаций, поскольку только там может находиться общедоступная информация о деятельности. НКО, которая следует принципам прозрачности, всегда публикует информация о деятельности на сайте. Организация таким образом показывает, что работает в интересах общества».

В ходе исследования была выявлена взаимосвязь организаций, средняя сумма грантов которых составила 9 млн рублей в год и более, а также для тех НКО, которые принимали участие в конкурсе лишь один раз (в период с 2011 по 2015 годы) и получали единовременно суммы более 9 млн рублей. Вывод: при увеличении средней суммы, которую НКО получали по конкурсу, уровень прозрачности их сайтов падал.

«То есть чем больше денег получали НКО, тем ниже оказывался уровень прозрачности их сайтов, согласно нашей оценке. Однако распространять подобное утверждение для всей выборки мы не можем, отрицательная корреляция была выявлена для небольшой группы наблюдений», — говорится в сообщении на сайте «Трансперенси».

На презентацию исследования 29 февраля были приглашены все 92 НКО, сайты которых, собственно, и изучали. Отклик получили только от фонда просвещения «МЕТА».

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply