Communication Tube: НКО и сервисы для инициативных групп в Москве


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Центр «Благосфера» и Агентство социальной информации обсудили с некоммерческими организациями существующие в Москве ресурсы для неформальных сообществ и их взаимодействие с НКО. Площадкой для встречи впервые стал Ресурсный центр «Добрынинский», открывшийся для НКО после ребрендинга.

IMG_8185

Ни для кого не секрет, что некоммерческие организации играют важнейшую роль в экономике нашей страны, оказывая широкий спектр социальных услуг, направленных на достижение значимых общественных целей. Однако сейчас возможности некоммерческого сектора раскрыты далеко не полностью, что связано, в первую очередь, с нехваткой ресурсов, необходимых для успешной работы любой организации. Но, как показывает практика, на развитие НКО влияет не столько наличие материальных благ и профессиональной помощи, сколько незнание того, где эти ресурсы есть и как ими воспользоваться.

Именно поэтому главная цель Московского дома общественных организаций – не просто предоставить эти ресурсы в рамках создающихся ресурсных центров, а наладить эффективную коммуникацию, чтобы любая инициативная группа или некоммерческая организация могли в полной мере пользоваться существующими возможностями. В части коммуникации похожие задачи решает и новый городской центр «Благосфера», который совместно с Агентством социальной информации подготовил обзор имеющихся в городе ресурсов и сервисов, предназначенных для городских активистов, неформальных сообществ и начинающих социальных предпринимателей.

Презентация этого обзора в формате дружеской встречи авторов исследования, представителей Комитета общественных связей города Москвы и Московского дома общественных организаций, а также более 30 НКО и сообществ, прошла 23 мая в новом Ресурсном центре «Добрынинский». После недавнего косметического ремонта гостей здесь принимали впервые, и этот своеобразный дебют РЦ получился очень символичным, учитывая тему дискуссии.

Встречу открыли приветственные слова председателя Комитета общественных связей города Москвы Александры Александровой и и.о. директора Московского дома общественных организаций Антона Лопухина. Александра Александрова, председатель Комитета общественных связей города Москвы: «Если мы будем видеть, что востребованы, то мы будем стараться больше и больше. Самое главное, и что нам действительно нравится, это то, что наши ресурсные центры обретают жизнь: здесь мы ведем действительно очень хорошие дискуссии и узнаем с вашей помощью поистине хорошие продукты. Мы не сможем быть вами, но мы сможем предоставить вам инфраструктуру, и это то, что мы хотим для вас делать».

Антон Лопухин, и.о. директора Московского дома общественных организаций: «Сегодня у нас премьера не только проекта «Благосферы», АСИ и нашего, надеюсь, долгого сотрудничества, но и премьера этого дома как Ресурсного центра. Не все так быстро и легко, как хочется, но сделано уже очень много, чтобы сюда было удобно приходить. Хотелось бы, чтобы в Москве было много таких мест, и мы хотим наполнить эти дома смыслом, содержанием».

Инициатора исследования, центр «Благосфера», представила его директор Наталья Каминарская. Подробнее о результатах обзора рассказала Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов Агентства социальной информации. Со слов Ольги, получилось скорее не исследование, а начало каталога, который планируется вести и регулярно обновлять. Результаты обзора основаны на открытых данных более 100 источников, интервью с сотрудниками региональных ресурсных центров и личном практическом опыте.

Сервисы для НКО, как и сами некоммерческие организации – довольно динамичное пространство, в котором постоянно появляется что-то новое и исчезает уже созданное. В основном, результаты обзора раскрывают главные ресурсные потребности некоммерческих организаций и инициативных сообществ – это необходимость площадок для очных встреч, обучение, IT-сервисы, инструменты для урегулирования вопросов с властями. Где встречаться и обсуждать Наверное, это одна из самых актуальных проблем сообществ – острый недостаток помещений для работы, проведения мероприятий и встреч.

В качестве альтернативы дорогостоящей аренды офисов авторы обзора называют антикафе и коворкинг-центры, которые в последнее время получили хорошее развитие в Москве. Здесь можно получить в пользование не только помещение, но и аппаратуру, а в некоторых коворкингах – даже обучение, консультации и другие услуги для работы. Безусловно, такой сервис не предоставляется бесплатно, так как имеет коммерческую основу, однако затраты на организацию работы в таких помещениях гораздо меньше, нежели в классических бизнес-центрах.

Кроме этого, для проведения разовых мероприятий можно договариваться с библиотеками, культурными центрами, вузами или НКО, у которых есть многофункциональные площадки. Обучение Следующая по важности потребность – это обучение и, как правило, оно должно быть целевое, то есть учитывающее специфику социальной тематики и особенности неформальных сообществ. Классические акселераторы и программы направлены, в основном, на бизнес-проекты и подразумевают получение навыков либо технологических, либо связанных с привлечением прибыли, и не дают знаний в сфере социального предпринимательства.

По словам организаторов встречи, проблема пока не нашла своего всеобъемлющего решения: обучающие программы реализуются, но точечно в ресурсных центрах и регионах, и комплексно направление не проработано. Потребность в IT-сервисах Информационные технологии, web-разработка, создания мобильных приложений – безусловно, целиком и полностью коммерческий сегмент из-за высокой стоимости интеллектуальных ресурсов. В век высоких технологий, когда оперативный поиск информации ведется исключительно через Интернет, сложно представить успешную организацию без сайта. Как же быть тем, кто не может позволить себе разработку сайта в студии и платить за его техническое обслуживание? Среди возможных решений проблемы авторы называют использование новых бесплатных сервисов, в том числе конструкторов персональных сайтов.

Тем не менее, обучение IT-инструментам остается критической необходимостью, так как рынок растет и развивается, но инициативные группы и сами НКО используют эти возможности не в полной мере, зачастую как раз из-за незнания о том, что они есть. Самым ярким и уникальным проектом на сегодняшний день авторы называют «Теплицу социальных технологий», в рамках которого проводятся обучающие мероприятия, разрабатываются сайты и мобильные приложения для НКО и активистов.

Решение вопросов с властью В городе, со слов организаторов, наблюдается напряженная ситуация в части организации конструктивного диалога между московскими властями и неформальными группами. Мнения граждан не учитывается, что приводит к обострению локальных конфликтов. Все это приводит к необходимости внедрения специальных сервисов, позволяющих управлять конфликтами и решать их, и, как возможность, формирования института посредничества – авторитетные для власти лица, представляющие интересы неформальных сообществ. По данному вопросу в дискуссионной части встречи выступил директор Ассоциации некоммерческих организаций Владимир Хромов. Владимир отмечает, что в частности для стихийно создающихся сообществ, которые появляются в ответ на то или иное социальное событие (защита животных, охрана памятников культуры), необходим механизм медиации, когда есть авторитетный посредник, способный защитить интересы таких сообществ.

Возможное решение задачи подсказала председатель Комитета общественных связей г. Москвы Александра Александрова: «Однажды с нами поделились идеей создать институт, условно «послов». Это человек, обладающий статусом в определенной отрасли, он берет под свое крыло какие-то группы НКО. Он способен представлять их интересы, обладает авторитетом у власти, является лидером общественного мнения. Мы это задумывали для конкурса субсидий, где за каждой номинацией закрепить такого «посла». Например, «посол по милосердию». Возможно, идея не додумана, но мне она кажется логичной».

Идею поддержала и Наталья Каминарская с новостью о создании и развитии в «Благосфере» этического комитета, основным направлением деятельности которого и будет медиация – обсуждение и решение тех проблем, которые остро стоят в плане защиты интересов. Встреча продолжилась обсуждением сервисов и ресурсов, которых не хватает на взгляд присутствующих представителей некоммерческих организаций и активистов. Проблемы, намеченные авторами обзора, прозвучали и среди гостей, что подтверждает актуальность и своевременность подготовки презентуемого аналитического обзора.

Один из вопросов, волнующих многих гостей, касался возможностей ресурсных центров: могут ли они организовать обучение и быть той площадкой, где есть все необходимое для реализации проекта и работать не только для НКО, но и для инициативных групп? На вопрос Антон Лопухин: «Безусловно! Не только могут, но и очень много уже делают. Просто в силу исторических причин НКО у нас больше, чем неформальных сообществ. Им как раз не хватает не коворкингов, а мест с круглым столом, где можно посидеть, организовывать большие и маленькие мероприятия».

Следующий вопрос прозвучал от Инги Пагава, руководителя проектов «Центра лечебной педагогики»: «У нас есть запрос про базы данных тех организаций, с которыми мы имеем дело и которые предоставляют социальные услуги, плюс база документов, которые организации подтягивают за собой. Наши родительские инициативные группы плавают именно в этом: они не знают процедуры, не знают процесс, язык, куда и к кому обращаться. Причем интересно, чтобы в базе присутствовали и государственные организации, и некоммерческие».

Объединенную базу без корректного функционирования хотя бы одного компонента не представляется возможным – в данном случае речь идет о подвижности самих некоммерческих организаций. Для начала, как минимум, следует организовать данные о НКО, и в этом направлении уже ведутся работы. Антон Лопухин: «В рамках государственного задания, которое у нас есть, мы создаем открытую публичную базу данных реальных НКО. Честно говоря, сейчас там очень много недостоверных сведений – к сожалению, информация очень «живая», и то, что было 2 года назад, сегодня это уже неактуально. Мы делаем некий публичный интерфейс, и я надеюсь, до конца года он будет запущен. У нас теперь есть хороший домен, спасибо Комитету общественных связей Москвы, go.mos.ru – потихоньку этот сайт будет обрастать необходимыми сервисами».

На встрече обсуждались и другие насущные проблемы, касающиеся волонтерства, привлечения трудовых ресурсов, вопросы взаимодействия некоммерческих организаций и неформальных сообществ. Также в ходе обсуждения прозвучала информация о множестве интересных социальных проектов для граждан и НКО, как уже завершенных, так и только набирающих обороты. В частности, в рамках глобальной цели по развитию сети ресурсных центров. Повышение информированности среди инициативных групп и некоммерческих организаций о ресурсах и их возможностях – задача глобальная и, конечно, не решаемая в процессе коротких, хоть и продуктивных встреч. Но организация таких дискуссий, сам факт обсуждения существующих проблем – уже огромный шаг в развитии некоммерческого сектора. К счастью, этот шаг уже сделан.

Центр «Благосфера» намерен сосредоточить свое внимание на поддержке именно неформальных сообществ и предоставить свою площадку для их развития и взаимодействия.

Всем НКО, зарегистрированным на территории столицы, уже сегодня готовы помогать Ресурсные центры НКО Комитета общественных связей города Москвы.
В них работают более 100 профессионалов из разных отраслей, ориентированные на развитие гражданского общества, готовые служить любимому городу и поддерживать социально важные проекты и общественные инициативы.

Ресурсные центры НКО — это площадки для открытого взаимодействия, встреч НКО, жителей Москвы и власти. Основная задача — сделать так, чтобы социальные услуги самого высокого качества, предоставляемые НКО, нашли своего потребителя.

Сейчас Ресурсные центры оказывают такие услуги:

  • Предоставление помещений во временное пользование НКО — услуга «Приходи и работай»;
  • Обучение. Семинары, мастер-классы — проект «НКО ЛАБ»;
  • Консультационная поддержка (бесплатные услуги юристов, бухгалтеров и других специалистов);
  • Информационная и рекламная поддержка НКО;
  • Содействие в организации и проведении мероприятий — услуга «Идея ваша — площадка наша».

Список всех Ресурсных центров и их возможностей можно просмотреть, пройдя по ссылке — http://xn--d1aqf.xn—-ttbicdn.xn--80adxhks/

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий