«Это лаборатория инноваций»: как выпускники Школы фонда Потанина собираются менять мир


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На днях в Москве завершилась работа Школы благотворительного фонда Владимира Потанина. Фонд выделил гранты на поддержку самых инновационных и полезных социальных и научных проектов, разработанных студентами и преподавателями российских вузов. «Филантроп» провел несколько дней в Школе фонда, чтобы ближе познакомиться с победителями, которые планируют построить собственный гоночный болид, победить лейкоз, изменить систему образования в ВУЗах и открыть центры социальных инноваций. 

 «Атмосфера у нас заряженная. Все ребята хотят помогать людям, все очень активные», — с горящими глазами говорит Анастасия Гражданцева, студентка магистратуры Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Настя – одна из членов команды проекта «Отражение», победившего в номинации «Местное сообщество». Настя сейчас учится на первом курсе магистратуры, а в Потанинской Школе она участвовала, еще когда была бакалавром и очень ждала, когда снова сможет принять участие в Школе.

«Отражение» — один из 8 проектов, ставших победителями Школы Фонда Владимира Потанина, которая завершила работу 8 июля. Эксперты  подвели итоги конкурса социально значимых проектов, определив наиболее жизнеспособные идеи из предложенных участниками Школы. Проекты рассматривались в четырех номинациях: «Местное сообщество», «Университетское сообщество», «Профессиональная реализация», «Событие года». Всего в конкурсе участвовали 55 проектов.

i22JiKfHyd0

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

Первая Потанинская Школа заработала в 2008 году. Это самое яркое событие стипендиальной программы Фонда Потанина, которая работает с 2000 года, отмечает Екатерина Левшина, руководитель программ Фонда. Фонд активно поддерживает развитие образования в России и считает своим долгом поощрять самых активных и успешных студентов различных вузов. Стипендиаты Фонда Потанина получают 15 тысяч рублей стипендии, что выше обычных вузовских стипендий.

В этом году в отборе на потанинскую стипендию приняло участие более 200 тысяч студентов российских вузов. Из них выбрали 500 человек, которых и пригласили участвовать в Школе. «Если у тебя есть проект, то это реальная возможность здесь его представить и выиграть грант на его реализацию», — рассказывает Анастасия Гражданцева. После того как отобраны студенты-стипендиаты и преподаватели-грантополучатели, ребятам предлагается разработать некий социально значимый проект и заявить его в Школе. «Студенты формируют команды, они могут быть смешанные, включая студентов и преподавателей, от разных вузов, регионов, — рассказывает Екатерина. — На Школу было подано более 100 проектов, приехали отобранные 57». Под руководством тренеров-кураторов команды дорабатывают свои проектные заявки — по пиару, логике, структуре, бюджету, а еще для участников Школы проводятся мастер-классы, дискуссии – на более общие темы, с ориентацией на личностный рост. Студенты учатся скорочтению, тому, как правильно принимать решения, как выступать публично. И каждый день работают над проектами, которые в последний рабочий день представляют экспертному совету. Кто является экспертами Школы – информация конфиденциальная, но это обычно руководители и сотрудники различных НКО или представители компаний, которые отвечают за волонтерство и КСО в своих корпорациях.

j6lIdfVd4JI

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

«Нам здесь даже некогда спать, настолько все интересно и насыщенно», — смеются студенты.

В этом году в Школе впервые провели волонтерскую акцию, решив привлечь ее участников к какой-то практической деятельности. Студенты строили будки для бездомных животных. «Нам хотелось, чтобы они уезжали еще и с ощущением, что они сделали что-то полезное, — рассказывает Екатерина Левшина. — И это было принято на ура, ребята очень этим увлеклись». Около 20 будок получил санкт-петербургский приют «Верность».

Участники Школы в ходе ее работы получали «джоули» — поощрительные баллы за активность. Мастер-классы и дискуссии были разбиты тематически: сфера физической энергии, интеллектуальной энергии, эмоциональной энергии и сфера ценностей. Так студентов дополнительно стимулировали к активной работе, а заработавшие больше всех джоулей получили призы.

Поддержка доноров, изобретение болида и бал Победы

Один из проектов-победителей – «Отражение» — направлен на увеличение потенциальных доноров костного мозга. «Мы хотим в рамках работы нашего проекта расширить национальный Регистр доноров.

iGf6nTxOgZI

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

Это важно, чтобы люди с диагнозом лейкемия могли найти себе донора и спасти себе жизнь. Нужно информировать людей, — рассказывают Виктория Плитус и Анастасия Гражданцева, студентки НГТУ. — Мы проводили исследование и убедились, что люди в принципе не знают, как стать донором костного мозга и для чего это. Мы хотим реализовать эту программу информирования в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске — участники нашего проекта из этих городов. У нас команда из 5 человек, и мы живем и учимся в разных городах. Сейчас все потанинские проекты направлены на то, чтобы объединять разные вузы и студентов из разных городов».

Этот проект представлялся на Школе ранее. Его капитан Дарья Галкина занималась продвижением идеи привлечения доноров еще вне проекта, став в прошлом году потанинским стипендиатом. А в этот раз нашла среди потанинцев своих единомышленников. «Нам понравился эта идея. И мы объединились. Кто-то увидел в этом отражение своей мечты, кого-то это коснулось лично. Скажем, лейкоз появился в нашей семье. Поэтому для меня это важная проблема. Теперь я понимаю, что моя мечта – победить эту страшную болезнь — будет реализована», – говорит Вика.

Теперь победительницы-команда проекта, получившего от Фонда Потанина грант в 330 тысяч рублей, намерены проводить мероприятия, направленные на популяризацию темы костного донорства: распространять информацию в соцсетях, снимать ролики. «Очень важно привлечение внимания к проблеме и направление людей к информации, сейчас про это мало знают. В рамках нашего проекта мы еще проводим саму процедуру типирования. И человек попадает в Регистр, становится потенциальным донором костного мозга. Наш проект легко тиражируем, и мы хотим распространить его и в другие города», — рассказывает Настя.

Рафаэль Валиахметов и Эдуард Малов, магистранты Уральского федерального университета, представили на Школе проект, посвященный лаборатории, которую они собирают своими силами уже два года.

Студенты-инженеры в лаборатории университета разрабатывают несколько проектов, например, с нуля конструируют гоночный болид.

Это была инициатива студентов, и университет поддержал их — выделил помещение под лабораторию. «Наш вуз заинтересован в развитии студенческого потенциала, много сил предпринимается, чтобы поддерживать студентов. Нас обеспечили современным оборудованием. На дни открытых дверей к нам приходят школьники, посмотреть, как мы работаем, и это тоже важно – привлекать ребят уже со школьной скамьи, зарождать в них интерес к науке», — рассказывают магистранты. Проект студентов УФУ выиграл грант в 330 тысяч рублей в номинации «Профессиональная реализация».

piEj4D8jk2w

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

Рафаэль учится на экономиста-аналитика, Эдуард на инженера. Оба студента воодушевленно рассказывают про возрождение профессии. «Сейчас у инженеров огромные возможности, перспективы, — говорит Рафаэль. — Компании ищут себе таких сотрудников, с инженерным техническим бэкграундом, в том числе и на должности, которые напрямую не связаны с инженерными работами. Суть в самом инженерном мышлении. Поэтому сейчас большие усилия вкладываются в развитие инженерных направлений, и мы стараемся повышать авторитет этой профессии». Эдуард рассказывает, что учится и работает одновременно. «События последних лет провоцируют импортозамещение и развитие военного производства . Я плотно занимаюсь радиоэлектроникой, и в последнее время заказы значительно увеличились и стали сложнее».

Ребята хотят пройти со своим болидом российский этап инженерных соревнований и выйти затем на европейский уровень, где тоже проходят конкурсы студентов и участвуют команды со всего мира. «На европейских соревнованиях главный критерий – безопасность и управляемость. У нас в России пока это движение не сильно развито. А вот за рубежом победителей таких соревнований берут работать на Формулу-1, например, потому что у них высокий уровень квалификации», — замечает Эдуард. В планах студентов – разработка собственной модели беспилотника.

Екатерина Левшина, в свою очередь, отмечает важность проекта, победившего в номинации «Событие года» — это «Бал Победы под открытым небом «Мелодии победного вальса»». Социальный благотворительный проект, авторы которого – Анастасия Череп, студентка Белгородского государственного национального исследовательского университета, и Дарья Яновская, студентка Санкт-Петербургского государственного университета коммуникаций имени Бонч-Бруевича, направлен на патриотическое воспитание молодежи. Анастасия и Дарья отмечают, что в провинции, к сожалению, ограничены досуговые возможности. Разнообразив досуг в регионах, можно поднять культурный уровень общества. В рамках проекта будет расширяться адресная помощь ветеранам, развиваться интерактивные площадки праздника, проходить тематические и благотворительные мероприятия. Авторы проекта хотят масштабировать его на другие города.

О творчестве в учебе и профессии

По традиции, партнер Школы фонда, Политехнический музей вручил собственный грант «За нестандартный подход к популяризации науки». В этом году 150 000 рублей получил проект Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики «Школа игры в образовании». Это учебный курс для молодых преподавателей, внедряющих игровые технологии в свои образовательные программы.

WMZvds3dYko«Одной из наших миссий является популяризация науки, в разных форматах. Нам очень радостно поддерживать прекрасных студентов Школы Потанина, мы уже второй уже год делаем такую номинацию», — рассказывает Полина Левина, директор фонда развития Политехничеcкого музея. Победивший проект потребует больших инвестиций, музей финансирует часть расходов. Авторы проекта предлагают внедрить игровые форматы обучения в вузах, сделать его нестандартным, веселым. «Был похожий проект про школьное образование, но этот проект нам показался более проработанным. Ребята должны будут разработать программы по ряду дисциплин и внедрить их в те университеты, которые они выбрали», — говорит Полина. Студенты-авторы проекта отмечают, что вузовские преподаватели положительно воспринимают эту идею.

Сотрудничество музея с Фондом Потанина началось с совместного проекта реализации магистерской программы «музейное дело».

Важность этого общего проекта – в поддержке гуманитарных наук, которые – есть такая точка зрения – стали терять свой авторитет на фоне бурного всплеска наук технических и развития «технарского» мышления на планете. Специальность «музейное дело» открылась в ВШЭ, финансируемая Политехом и Фондом Потанина. «Музейщиков готовят очень мало, буквально несколько вузов. И сейчас это приобретает большую популярность. Надеемся, что мы сможем совместно это развивать. Кстати, предусмотрена стажировка студентов в различных музеях, и у нас тоже», — говорит Полина Левина. Директор фонда развития Политехничеcкого музея отмечает, что музеи давно поменялись, и музейщик – это уже давно не бабушка, которая сидит в зале на стуле. «Эта профессия сейчас во всем мире существует на высоком профессиональном уровне. Музеи сейчас освоили цифровые технологии, и это не просто выставка пыльных экспонатов, а представление какой-то идеи, знания, и это требует определенных навыков работы с художниками, пространством, цифровыми медиа».

Преподавательские команды: меняющийся университет в меняющемся мире

Новшеством Потанинской Школы 2016 года стал конкурс для вузовских команд. Этот пилотный проект, в котором участвовали преподаватели университетов, должен показать и студентам, и преподавателям, что в их вузах есть такие инициативные сотрудники, которые готовы разрабатывать свои проекты и поддержать их идеи.

zlc51SiZOFM

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

«В 2001 году, когда я был студентом Марийского государственного технического университета, я участвовал в отборе в Школу Фонда Потанина. Но не прошел. В Школу очень интересная процедура отбора, и она вводит в ступор людей, которые находятся в классической академической системе образования. Приходится быть более гибкими, коммуникабельными. Ну а теперь я приехал в Школу уже в ином качестве», — рассказывает Сергей Голубев, руководитель вузовских команд, генеральный директор Фонда социальных инвестиций.

Основной посыл такого конкурса в том, чтобы помочь университетам выстроить структуру поддержки студенческих и преподавательских инициатив: чтобы не нужно было ехать , например, в Потанинскую Школу, а запустить свой проектный конкурс у себя, и чтобы это было так же интересно. Было отобрано пять вузовских команд – это Челябинский, Кемеровский и Петрозаводский государственные университеты, Нижегородский государственный лингвистический университет и Сибирский аэрокосмический университет в Красноярске.

Они обучают студентов преподаванию, а те на волонтерских началах работают в Школах и в рамках педагогической практики запускают работу с такими школьниками. В Нижнем Новгороде, отмечает Сергей Голубев, есть классы, где дети мигрантов составляют до 50 процентов учеников, так что проблема эта очень острая. Сотрудники кафедры клинической психологии Челябинского университета ориентировали свой проект на развитие инклюзивного образования, и они тщательно готовят волонтеров для работы с инвалидами. Кемеровский и Петрозаводский вузы предложили сходные проекты школ фандрайзинга: предлагают обучать молодежь фандрайзинговым процессам, чтобы они умели запускать свои проекты и искать под это ресурсы.

Примером авантюрности и нестандартности эксперты Потанинской Школы считают самого возрастного потанинца – Лидию Вовк, директора библиотеки Сибирского аэрокосмического университета.

Ее проект предлагает создать коворкинг-центр, центр социальных инноваций на базе библиотеки, сделать ее местом встреч для студентов, НКО, заказчиков их проектов.

«Вузы демонстрируют, что они хотят меняться, становиться более адаптивными, чтобы там была яркая среда, чтобы студенты и преподаватели реализовывали свои социальные инициативы, и чтобы это было увязано с профессиональной их реализацией, чтобы это отражалось на их профессиональном росте,. – говорит Сергей Голубев. — Фонд фактически инициировал старт программы «меняющийся университет в меняющемся мире». То, что начал делать Фонд Потанина — важная вещь, которая позволяет нам смотреть друг на друга, обмениваться практиками и получать экспертную помощь от фонда. Фонд тут важен как внешний агент, игрок, который позволяет это поддерживать».

NqHWtSpjaAw

Фото со страницы фонда Владимира Потанина https://vk.com/potaninfoundation

Второй важный момент: вузовские команды могли на практике посмотреть, как фонд работает с социальными проектами, а еще – посмотреть презентации студентов и купить понравившиеся проекты. «Например, Кемеровский госуниверситет загорелся проектом My-Mentor.ru. Это идея МГИМО – студенты предложили создать платформу обмена навыками между студентами и профессионалами. «Кемеровский вуз захотел запустить этот проект у себя. Они подписали соглашение о покупке и реализации этого проекта на базе Кемеровского университета. Вузовская команда должна найти ресурсы для запуска проекта у себя, а проектная команда МГИМО должна предоставить свою методологию», — поясняет Сергей Голубев. Суть проекта My-Mentor — создание клуба, онлайн и офлайн-площадки, на которых будут встречаться менторы и менти (mentor and mentee) – наставники и наставляемые. Например, студент, зарегистрировавшись на площадке, представляет свою идею, ментор, которому понравился этот проект, отзывается и они начинают работать вместе. Предполагается, что ментор — это человек с богатым жизненным и бизнес-опытом, который может дать советы по реализации и запуску проектов. И, скорее, это не люди из вузовской среды, а предприниматели, общественные деятельности, сотрудники корпораций.

Школа Потанина как лаборатория инноваций

Для чего Фонд Потанина поддерживает научные и социальные проекты студентов и преподавателей вузов? Самая главная цель – их дальнейшее развитие, масштабирование и реализация. «Основные направления деятельности нашего фонда – поддержка образования, культурных проектов и развития филантропии. Школа, скорее, относится к развитию филантропии, — отмечает Екатерина Левшина. — И приятно, что те проекты, которые были представлены еще в 2008 году, до сих пор живут своей жизнью». Например, из проекта красноярского вуза, который побеждал на Школе несколько раз, в итоге в Красноярске вырос интерактивный музей науки «Ньютон Парк». Или, например, проект Воронежского университета «Турнир трех наук» получил поддержку фонда, а теперь это командное состязание между студентами вышло на федеральный уровень, и победители уже даже ездили на международный научный фестиваль. А в Твери на базе проектов-грантополучателей Фонда Потанина выросло НКО.

«Фонд по сути является лабораторий инноваций, новых образовательных технологий и определенной корпоративной культуры и ценностей. Потанинцы — реальные лидеры изменений, — убежден Сергей Голубев. — Через запуск своих проектов, магистерских программ распространять те ценности, ту культуру, которую они зарождают в Школе Потанина. Инициативность, лидерство, любовь к людям, профессионализм – важные человеческие ценности, которые Фонд Потанина активизирует. Эта энергетика распространяется потом в университеты, втягивает в этот процесс академические сообщества и меняет их».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий