Инновационная филантропия: основные тезисы дискуссии «PhilTech: поворот техноиндустрии в сторону общества»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Зарабатывать, делая добро, нормально. Филантропия становится полем для поиска инновационных бизнес-моделей. А предприниматель — тем, кто действительно должен спасать мир. Такие тезисы можно было услышать во время дискуссии «PhilTech: поворот техноиндустрии в сторону общества», прошедшей 18 октября на форуме «Открытые инновации». Предлагаем вам самые яркие цитаты участников обсуждения.

Алёна Светушкова, вице-президент «Рыбаков Фонда», руководитель программы развития третьего сектора:

— Исчезает грань, разделяющая коммерческое и некоммерческое. Бизнес ставит в центр внимания человека и его проблемы; а организации, работающие во благо общества, учатся оказывать платные услуги. Финансово устойчивые компании, оказывающие сильный social impact (воздействие на социальное развитие) и поддерживаемые государством, будут формировать так называемый «четвёртый сектор».

Филантропия обогащается бизнес-подходами: импакт-инвесторы вкладывают в социально ориентированные стартапы деньги, энергию и опыт, помогая им развиваться быстрее. В социальный сектор приходят специалисты из коммерческих компаний. Они помогают НКО масштабироваться, измерять эффективность, выстраивать бизнес-процессы. Когда вы запускаете социальный проект, не важно — для очень маленькой или очень большой группы людей, вы вынуждены искать новые способы тратить ресурсы максимально эффективно. Поэтому поле филантропических инициатив притягивает много инновационных подходов, которые потом распространяются на другие секторы экономики.

Евгений Кузнецов, руководитель дочерних фондов РВК:

— Сегодня каждый глобальный бизнес, особенно технологический, должен ясно сформулировать свой social impact. Ещё 20 лет назад этого не требовалось: мы производим товар, который нужен людям и за который они готовы платить, в этом и есть наша социальная роль.

Зачем технологическому бизнесу филантропия? У филантропии исторически две функции: 1) сделать среду более комфортной для деятельности и 2) устранить негативные последствия, к которым привела деятельность. Технологическая революция сильно меняет жизнь, огромное количество людей оказываются вытесненными с рынка труда и из комфортной зоны жизни. Если технологические компании перекладывают ответственность за это на государство, то возникают конфликты, которые этим же компаниям и навредят. Поэтому сейчас у технологических компаний появляются две главные социальные функции: образование и создание среды, где людям будет комфортно жить несмотря на бурные изменения.

Модная мантра «предприниматель должен спасать мир» превратилась в формулу: если ты не показываешь, как позитивно ты влияешь на мир, то социальные риски в твоём бизнесе приведут к резкому росту финансовых рисков.

Андрей Дунаев, Head of Product в «Frank»:

— Первое. Когда-то меня поразило, что зарабатывать, делая добро, — это почему-то плохо. Самый большой сдвиг, происходящий сейчас: мы понимаем, что делать людям хорошо и получать за это деньги — это но

рмально. При таком подходе для организаций, реинвестирующих в своё развитие, деньги становятся не целью, а инструментом.

Второе. Главная задача, которую мы должны и можем решить в ближайшее время, — научить людей помогать друг другу. Технологии помогают нам делать что-то легко. Коммуницировать — легко, перемещаться — легко, покупать — легко. Многим из нас сегодня кажется, что помогать — это сложно. Организационно, психологически. Технологии снимают этот барьер. Огромное количество проблем можно решить уже имеющимися ресурсами. Просто люди не распознают эти ресурсы и не видят, как ими воспользоваться.

И третье. Многие проблемы вышли за границы государств и даже международных организаций. Например, проблема мигрантов в одной стране может быть связана с тем, что из-за загрязнения в другой закончилась вода. Основное требование к технологиям в филантропии — связать проблемы и решения, которые часто лежат в разных частях планеты. Глобальный характер филантропии способен обеспечить связность во всем мире.

Ованес Погосян, основатель Mainpeople:

— Когда пытаешься совместить благотворительность и зарабатывание денег, часто сталкиваешься со странным отношением: многие люди не готовы это понять. Но недавно я попал в Пало-Альто на Philanthropy Innovation Summit и понял, что импакт-инвестиции, то есть вложения в социально значимые проекты, — это самый большой глобальный тренд. И убедился, что двигаюсь в правильном направлении.

Скорее всего, симбиоз бизнеса и nonprofit-организаций при поддержке государства — это будущее, которое нас ждёт, и в котором мы сможем что-то менять осознанно и уверенно. В этот симбиоз будет включаться и общество, ведь ему нужны инструменты влияния на изменения. Общество должно стать венчурным инвестором в то, что оно хочет, чтобы происходило с ним в будущем.

Полную видеозапись дискуссии можно найти здесь: https://openinnovations.ru/video.