Системный подход: объявлены победители юбилейного конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В среду 13 декабря обстановка в особняке на Волхонке, где награждали победителей конкурса  «Лидеры корпоративной благотворительности», царила непринужденная. Чаще всех поднимавшийся на сцену за наградами в разных номинациях представитель компании «Газпром нефть» делал селфи с ведущим, в следующее его появление на сцене селфи сделал уже ведущий. После очередного вызова ему пришлось брать у номинанта автограф под овации и улыбки аудитории.

Практически все в зале друг с другом знакомы. Деловая газета «Ведомости», «Форум доноров» и PwC делают этот рэнкинг уже 10 лет. Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера», которая была одним из главных инициаторов создания рэнкинга в бытность главой «Форума доноров», честно призналась со сцены, что собираясь на церемонию даже не осознавала, что уже юбилей. Возможно потому, что в третьем секторе за эти годы все менялось весьма динамично.

«За 10 лет вырос уровень профессионализма»

«Самый главный итог десяти лет существования «Лидеров» в том, что благодаря проекту компании стали более осмысленно подходить к устойчивому развитию, их программы КСО стали более эффективными, решающими проблемы вполне конкретных людей», — отмечает Глеб Прозоров, издатель газеты «Ведомости».

Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду АО «Северсталь Менеджмент» и посол в благотворительности в 2017 году, отмечает, что за десять лет в секторе очень сильно вырос уровень профессионализма, все крупные компании перешли от адресной помощи к системной работе в сфере благотворительности. «Сформировалось экспертное сообщество, которое с легкостью делится опытом, что создает кумулятивный эффект», — отмечает она. И хотя количество социальных проблем не сократилось, поменялся подход к ним со стороны компаний – от реакции на крик о помощи к системному решению в рамках социального партнерства, взаимодействия между обществом, бизнесом и государством.      

Механизмы для развития

В том, насколько мощный экспертный пул сформировался за это время в России, можно было убедиться во время дискуссии о месте российского бизнеса в достижении целей устойчивого развития ООН, которая предшествовала церемонии награждения. Аналитики PwC проанализировали более 400 отчетов компаний в области устойчивого развития и нашли, что уже в 60% из них отражены цели устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Среди российских компаний эта цифра пока не превышает 30%.

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, так видит эту цифру: «20% — это ядро российского бизнеса, лидеры. Еще 10% — это близко подходящий к ним резерв, который при определенных усилиях войдет в топ. А дальше мы, к сожалению, фиксируем очень большой разрыв. Мы хорошо начали, но мы еще в самом начале пути».

Наталья Гончар из «Сахалин Энерджи» немного успокоила присутствующих: никто не ожидает исполнения от отдельной компании всех 17 целей – ей нужно определить приоритеты своей деятельности. Облегчающие этот процесс механизмы уже созданы: Компас ЦУР (The SDG Compass) с конкретными шагами и рекомендациями; платформа глобального договора и другие площадки. Участники дискуссии отметили, что цели устойчивого развития  для крупных компаний становятся частью стратегии. Но на все нужно время – в «Сахалин Энерджи», например, практики которой сейчас признаются лучшими и на международном уровне, над  этим работают с 2009 года.

Члены жюри отметили «сближение» оценок первой тридцатки и несколько параллельных победителей в номинациях. При этом по их признанию в большинстве номинаций было сложно принимать решение: качество благотворительных и социальных программ компаний растет такими темпами, что зачастую не удается выделить безусловного «лидера».

Экспертный отбор

Отбор при этом идет жесткий. Инициаторы проекта постоянно сов​​ершенствуют методологию. Так, анкета 2009 года содержала 33 вопроса, а анкета 2017 года – уже 50 вопросов, структурированных в рамках шести последовательных разделов: общая информация о компании; концепция и стратегия; финансовые показатели; управление и процессы; результаты и перспективы; информационная политика.

В исследовании 2017 года приняли участие 52 компании, представившие данные о благотворительной деятельности за 2016 год.  Практически все респонденты (94%) отмечают необходимость решения выбранных ими социальных проблем. Более 80% компаний-респондентов отметили важность таких стейкхолдеров как акционеры, сотрудники, благополучатели, местные сообщества и некоммерческие организации. Более половины компаний (58%) считают важным повышение устойчивости бизнеса за счет развития регионов присутствия. У 85% компаний-респондентов бюджет на благотворительную деятельность определяется в рамках фиксированной суммы на год. Около трети компаний предполагает возможность выделения дополнительных средств под конкретные запросы или в случае чрезвычайных ситуаций (в частности, стихийных бедствий, необходимости срочного лечения).

При этом расходы на благотворительность почти всегда производятся в денежной форме (91% компаний-респондентов), в меньшей степени — в натуральной (60%) и только в четверти случаев (25%) — в формате предоставления услуг компании или времени сотрудников.

Совокупный объем расходов на благотворительную деятельность компаний, участвующих в рэнкинге, увеличился более чем в два раза. Максимальные бюджеты выделяли АЛРОСА (она вложила в «социалку» 11 млрд руб.) и «Норильский никель» – 10,9 млрд руб., обе компании побили рекорд прошлого года – 7 млрд руб. Участники исследования в совокупности поддерживают более 1,2 млн рабочих мест.

ТОП-10

В топ-10 по уровню развития корпоративной благотворительности по итогам анализа моделей социальных инвестиций бизнеса экспертами вошли:  

  1. ПАО «Северсталь»
  2. Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
  3. ОК РУСАЛ
  4. АФК «Система»
  5. ПАО «Ростелеком»
  6. ПАО «Газпром нефть»
  7. JTI
  8. Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России
  9. ПАО «МТС»
  10. ПАО «ГМК «Норильский никель».

Полный список победителей конкурса во всех номинациях, а также ренкинг компаний доступен на сайте Форума Доноров.

По словам организаторов, в следующем году «Лидеры корпоративной благотворительности» впервые пройдут в регионах России: в качестве пилотных округов для тиражирования модели развития культуры корпоративной благотворительности выбраны Сибирь, Урал и Северо-Запад. Прием заявок от компаний начнется уже весной.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий