Уроки безопасности для школьников: как не попасть в ловушки сети


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

13 июня 2019 в Саткинском районе Челябинской области на закрытии смены в детском оздоровительном лагере подвели итоги проекта «#Информатор», получившего поддержку Благотворительного фонда Владимира Потанина на Школе фонда 2018. Около 100 школьников приняли участие в серии мероприятий, посвященных информационной безопасности.

Какие приемы цифрового мира позволяют манипулировать сознанием людей? Как установить границы приватности в социальных сетях? Что такое кибербуллинг, и как защитить себя от чужого давления? Участники образовательной смены лагеря им. Г.М. Лаптева Саткинского района Челябинской области под руководством педагогов и психологов прошли несколько обучающих модулей. Ребята разобрали кейсы, знакомясь с такими понятиями, как буллинг и кибербуллинг, участвовали в мастер-классе по написанию журналистского материала с заданной интенцией (когда одни и тех же факты можно трактовать по-разному), а также прошли квест по кибербезопасности, соревнуясь между отрядами.

«Год назад наша команда – магистрантов и преподавателей Челябинского государственного университета выиграла грант на Школе Фонда Потанина, посвященной социальному проектированию, – рассказала руководитель проекта, преподаватель ЧелГУ Юлия Петрова. – Идея проекта «#Информатор» возникла у нас в связи с бурными процессами, происходящими в информационном мире. Мы решили, что важно рассказывать школьникам о том, что такое информационный терроризм, экстремизм, кибербуллинг, чтобы предотвратить нежелательное влияние на неокрепшую психику ребенка. Дети могут найти в Интернете все, что угодно, в Сети они чувствуют себя как рыба в воде. Но Интернет – это не только возможности, но и угрозы. Сейчас как никогда необходимо вооружить их надежными инструментами отбора информации, для того чтобы они не вступали в группы, которые несут риск для их жизни и безопасности, чтобы могли здраво оценивать ситуацию в мире и приходить к своим, а не навязанным выводам».

Изначально проект был ориентирован на педагогов, но после детальной проработки на Школе Фонда Потанина он претерпел изменения и стал более масштабным: добавился второй важный компонент – работа с детьми. В качестве экспериментальной площадки была выбрана родная школа одного из авторов и идейных вдохновителей проекта, преподавателя ЧелГУ Светланы Курносовой. Школа №14 небольшого города Сатки примечательна 83-летней историей, энергичным директором (Светлана Павлова), и тем, что в ней есть Фонд поддержки и развития «Импульс», который привлекает внебюджетные средства на создание инновационной материально-лабораторной базы школы. Эксперимент по обучению педагогов и детей информационной безопасности здесь приняли на ура.

Участники проекта «#Информатор» разработали дистанционный 48-часовой курс по цифровой безопасности для преподавателей – в течение года его прослушали 50 педагогов и психологов Саткинского района, все они получили удостоверения ЧелГУ государственного образца о повышении квалификации. На базе университета проводились вебинары с участием специалистов из разных городов о том, что это за проблема и как с ней можно работать. Например, один из семинаров провела ведущий эксперт по вопросам медиабезопасности на Южном Урале Елизавета Щетинина, а известный бизнес-тренер Евгений Мачнев даже приезжал из Санкт-Петербурга в Сатку, чтобы провести мастер-класс для учителей. На основе полученных знаний педагоги разрабатывают программы внеурочной деятельности.

Для детей по проекту был организован конкурс на лучшие сценарии роликов на тему безопасности в сети Интернет. На сайте фонда «Импульс» выложили отснятые завязки небольших сюжетов, посвященных кибербуллингу, шантажу и вербовке в Интернете, и всем жителям Саткинского района было предложено придумать сценарии для их продолжения. Победителями конкурса стали пять учеников Саткинской школы №14 – по их сценариям киностудия «Жираф» сняла продолжения фильмов. Ролики, включающие интерактивный компонент, демонстрировались на большом экране во время закрытия смены в детском лагере и вызвали живую реакцию и даже споры аудитории. Кстати, сами победители конкурса сценариев получили бесплатные путевки на эту же смену.

Кроме этого во время всей смены в  детском оздоровительном лагере им. Г.М. Лаптева шли мероприятия по информационной безопасности. Проводить их помогали специалисты из разных некоммерческих организаций. Один из таких партнеров – Челябинская региональная молодежная общественная организация Институт социальных инноваций молодежи «ПРОдвижение».

«Мы работаем с проблемой буллинга – агрессивного преследования одного из членов коллектива, с которой может столкнуться каждый школьник, и не только в соцсетях, – поделился Максим Терентьев, менеджер проектов Института «ПРОдвижение», старший вожатый и руководитель смен детского оздоровительного лагеря. – Наша задача показать детям, что существуют разные варианты действия в ситуации буллинга. Когда мы с ребятами рассматриваем кейсы, они выбирают определенный вариант своей реакции. К каждой ситуации есть комментарий психолога – что произойдет, какие последствия могут быть. Это один момент. Второй момент: мы всегда объясняем, что есть класс, в котором одна жертва и условно пять агрессоров. Но ведь есть еще большая группа людей, которые молча наблюдают за происходящим. И они точно такие же участники процесса. Буллинг – это момент, когда в классе есть норма насилия, когда говорят: «Да, так можно делать». Нам важно в своей работе изменять эти групповые нормы: с насилия на бесконфликтное общение, с игнорирования – на участие».

Запрос на тему информационной грамотности и безопасного поведения в Сети объединяет специалистов разных профилей, заставляя их искать новые подходы к решению проблемы. Проект «#Информатор» продолжается, к его опыту уже обращаются педагоги из других регионов.

Фото автора.