Вертикальный хоккей инвалидов. Как разбиваются мечты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Немногие знают о существовании такого вида спорта как Вертикальный хоккей инвалидов. А ведь этот спорт зародился именно в нашей стране. Хоккей с шайбой для инвалидов, играющих в отличие от игроков следж-хоккея в обычной вертикальной стойке и использующих стандартное хоккейное снаряжение, возник в Санкт-Петербурге в 1999 г. Импульсом для создания первой в мире команды, состоящей из инвалидов с протезами голени, послужила программа «Американо-Российский протезно-реабилитационный мост», действовавшая между Тафтским университетом в Бостоне и Санкт-Петербургским практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

Идейным вдохновителем и организатором создания первой команды по вертикальному хоккею инвалидов стал Марк Питкин, занимавший пост директора Международного института протезной реабилитации пострадавших от противопехотных мин (IPRLS), позднее избранный президентом Международной федерации вертикального хоккея инвалидов. Бессменным тренером команды был известный петербургский хоккеист, сегодня вице-президент Федерации хоккея Санкт-Петербурга Николай Маслов. Команда, названная «Петербургские Лоси», провела показательный матч в США с командой здоровых хоккеистов-любителей, после чего инвалидные команды стали создаваться в других странах.

За несколько лет национальные ассоциации по вертикальному хоккею были созданы в России, США, Канаде, Финляндии, Чехии, Латвии, Израиле, Австралии и Словакии. За десять лет с 2003 по 2012 гг. было проведено четыре Чемпионата Европы и шесть Чемпионатов мира по вертикальному хоккею инвалидов.

Стремление к участию в паралимпийских играх стало важным стимулом в развитии вертикального хоккея. В январе 2005 г. Международный Паралимпийский Комитет (IPC) ввел вертикальный хоккей в давно существовавший подкомитет саночного хоккея (IPC Sledge Hockey Committee), преобразовав последний в подкомитет по хоккею на льду (IPC Ice Hockey Committee). К 2006 г. Международная федерация вертикального хоккея выполнила условия для подачи заявки на включение в программу паралимпийских игр 2014 г. Условия включали наличие национальных ассоциаций не менее, чем в восьми странах, на не менее, чем двух континентах, и проведение не менее двух чемпионатов мира. В 2010 г. заявка не была удовлетворена по причине недостаточного уровня развития в двух из ассоциаций. Однако Генеральная Ассамблея и Президиум Международного Паралимпийского комитета присвоили вертикальному хоккею статус «признанного вида спорта» (IPC Recognized Sport). В 2011 г. Международный Паралимпийский комитет пригласил Международную федерацию вертикального хоккея подать новую заявку на включение в программу игр 2018 г.

К сожалению, после отказа Международного Паралимпийского комитета признать Международную федерацию вертикального хоккея инвалидов официальным паралимпийским видом спорта, начались проблемы в национальных ассоциациях вертикального хоккея. Без включения в официальную программу паралимпийских игр новый спорт может развиваться лишь в немногих странах, где благотворительность существует на всех уровнях. В США, Канаде и Финляндии вертикальный хоккей инвалидов продолжил активно развиваться. В этих странах инвалиды не только получают достойные пенсии по инвалидности от государства. Их поддерживают спонсоры, помогает Организация Красного Креста. К тому же зарабатывает и сама команда, организуя собственный бизнес. Либо игроки зарабатывают деньги для команды, работая в волонтерских организациях. Даже в небогатой Латвии и сегодня находятся деньги для поддержания команды по вертикальному хоккею.

В нашей стране все сложилось иначе. «После того, как в 2010 г. Паралимпийский комитет отказал в признании вертикального хоккея официальным паралимпийским видом спорта, нас как отрезало. — Рассказывает бывший игрок команды «Петербургские Лоси» Геннадий Трунин. — Сказали, что вертикального хоккея инвалидов нет, есть только следж-хоккей. Раньше нас поддерживали, в 2009 г. в Санкт-Петербурге был проведен Чемпионат Европы по вертикальному хоккею. Спорткомитет дарил нам кубки, о нас снимали репортажи. После 2010 г. нас назвали самозванцами: сказали, что мы не имели права надевать на международные соревнования российские футболки. И это несмотря на то, что мы были официально зарегистрированы. Было обидно». Вертикальный хоккей в России потерял поддержку на официальном уровне. А частные спонсоры не могли помогать неофициальному виду спорта на долговременной основе в связи с несовершенством законодательства в сфере благотворительности. В результате команда распалась. Многие игроки, разочаровавшись и не выдержав очередного столкновения с людским равнодушием, забросили хоккей. Бывшим игрокам «Лосей» предлагали перейти играть в следж-хоккей, они отказались. Люди не хотят садиться на санки. На санки садятся те, у кого ампутация выше колена. Те же, кто стоят на ногах, хотят и играть стоя. Это более динамичный хоккей, более подвижный, энергичный, жесткий. В вертикальном хоккее инвалиды могут играть как все, так же как здоровые люди.

На мой вопрос: «Готовы ли вы вновь выйти на лед, если появятся спонсоры?» — участник боевых действий в Афганистане, кавалер ордена Красной Звезды, бывший капитан команды «Петербургские Лоси» Алексей Балахонцев ответил просто. «Честно говоря, было столько прожито… Когда нам отказали, лично для меня это было очень тяжело. Больше десяти лет потрачено, и время, и силы. Не хочется начинать все заново. Слышать те же слова в государственных учреждениях о том, что денег нет. К нам в свое время приезжали многие чиновники от спорта, смотрели, обещали помочь. Помощи мы так и не дождались. К тому же болит нога. С тех пор, как нас перестали поддерживать, мы можем рассчитывать только на простые протезы из полиуретана от Собеса. А у них качество хуже, чем у протезов из углепластика».

«Мне 60 лет. Мы не опускаемся, не идем на лавочку просить. – Поддерживает товарища Геннадий Трунин. — По законодательству я должен себе делать протез каждые два года. Но подаю заявление на изготовление и уже четвертый год не могу попасть в этот список. К тому же в обычном полиуретановом протезе больше всего страдает культя, натирает, кровит. Я всю жизнь активно занимался спортом. Мне надо было ежедневно доказывать другим и самому себе, что я могу. В 1978 г. в Ленинграде участвовал в Спартакиаде. На соревнованиях прибежал восьмым из пятнадцати здоровых. Там и заработал остеомиелит. Я и сегодня продолжаю тренироваться от 1 до 3 раз в неделю. Когда у нас была команда, я жил хоккеем. Мне нравились поездки, соревнования. Конечно, хочется всегда выигрывать, но так не получается».

Бывшие игроки команды «Петербургские Лоси» — действительно мужественные люди и настоящие мужчины. Преодолев удары судьбы, они в буквальном и переносном смысле вновь встали на ноги. Нашли в себе желание и силы идти дальше, заново строить свою жизнь, мечтать. Они очень хотели выиграть золото для своей страны на паралимпийских играх. Кто же виноват, что их мечтам не суждено было сбыться? Даже самым сильным мужчинам иногда необходимы помощь и поддержка. Обидно, что в нужный момент они так и не были оказаны.