88% пользователей рунета не готовы жертвовать на административные расходы НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

15 марта в Высшей школе экономике благотворительный фонд «Нужна помощь» собрал экспертов из некоммерческих организаций, бизнеса и СМИ, чтобы представить результаты своего исследования «Административные расходы НКО, или должны ли сотрудники фондов получать зарплату?»  

По данным исследования, которое стало дебютным в аналитической работе фонда «Нужна помощь», 88% пользователей рунета не готовы жертвовать на оплату труда, аренды, страхования и прочих административных нужд сотрудников НКО. 13% этой выборки считают, что в фондах вообще не должно быть зарплат. И только 6% опрошенных вовлечены в регулярную и осознанную благотворительность (либо занимаются волонтерством в НКО, либо регулярно жертвуют на нужды фондов). 

Сотрудники некоммерческих организаций сами часто не решаются поднимать тему зарплат и других инвестиций в организацию. Например, вот такую типичную историю рассказала сотрудница благотворительного фонда из Санкт-Петербурга: «У нас был такой момент, я не знаю даже, курьёзный или нет: наш координатор программы онкологии отправилась на встречу с новым донором, который сейчас уже много лет нам помогает. И на этой встрече донор спросил: «Вам же, девочки, кушать нужно, да? Нужно закладывать какой-то процент и на зарплаты?». На это она ответила: “Мы не за деньги работаем!”. А мы об этом узнали только спустя два года».

Познакомиться с результатами исследования можно на сайте портала «Такие Дела» — https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2017/03/2016_NP_Administrativnye-raskhody-NKO_Otchet-po-issledovaniyu.pdf.

Дискуссия с аудиторией по итогам презентации обнажила несколько ключевых проблем:

  • Несмотря на то, что деньги внутри некоммерческого сектора есть, адресная и несистемная помощь забирает бОльшую часть на себя. 
  • Третий сектор не воспринимается как часть рынка, где действуют свои законы и, расходы на развитие организации считаются обоснованными. НКО до сих пор оправдываются за зарплаты тем, что делают добрые дела. 
  • Сами представители НКО-сообщества расходятся во мнениях: кто-то гордится маленькой зарплатой, а кто-то отстаивает право на возможность лечить зубы и делать маникюр. 
  • В обществе бытует ложный образ благотворителя: для большинства это совсем не профессионал, а человек, который отработал две смены, сходил домой покормить детей и уложить их спать, а сам отправился помогать страждущим.  

Как на ситуацию смотрят НКО?

  • Старожилы отрасли настроены пессимистически: в 90-е годы они все это уже переживали и сейчас настроены заранее обреченно. 
  • Профессиональные фонды с опытом и историей понимают проблему, но не знают, что с ней делать, либо пытаются справляться своими силами: прося на разовые нужды у бизнеса или частных доноров, но не решая вопрос системно. 
  • Для молодых фондом тема пока совершенно неоднозначна, их нужно просвещать, иначе они начинают наступать на те же грабли и формируют порочный круг, из которого невозможно выйти.

Что о проблеме думает бизнес?

  • Ряд компаний хотят wow-эффекта, требуя от фондов красивую подачу и яркую презентацию, воспринимая НКО как подрядчиков, на которых можно и нужно сэкономить. 
  • Другая часть бизнеса видит ценность в работе с НКО, но эта потребность скорее эмоциональная: компании заинтересованы в повышении лояльности своих сотрудников через волонтерские активности и участие в жизни благотворительных фондов. 
  • Многие компании склонны воспринимать себя на порядок выше НКО по профессионализму и эффективности работы, а потому не готовы считать представителей третьего сектора своими партнерами. 

Позиция СМИ весьма однородна. Большинство из них полагают, что тема вряд ли быстро станет широко популярной, и поэтому рекомендуют начинать разговор со страниц профессиональных, «цеховых», изданий (например, Филантроп, АСИ, Такие Дела). До сих пор опубликованное в журнале фото красивой ухоженной женщины с маникюром, помогающей бездомному, вызывает протест у населения. А СМИ зачастую не готовы развеивать подобные мифы о благотворительности. 

Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований БФ «Нужна помощь»:

«Неоднозначное восприятие исследованной темы участниками дискуссии для нас, прежде всего, показатель развития сектора. Приглашенные эксперты, даже говоря, казалось бы, с разных позиций, на самом деле постепенно обнаруживали близость мнений. Мы видим, что центростремительное движение уже началось. Вопрос лишь в том, кто сделает первый шаг? НКО хотели бы подрастить свои компетенции, но времени всегда не хватает. При этом, когда донор просит освоить тот или иной навык, научиться чему-то — фонды находят возможности это сделать. Бизнес хочет видеть готовых профессиональных НКО-специалистов — но, понимая, что достичь этого быстро не удастся, начинает прилагать собственные усилия. Основная масса СМИ по-прежнему игнорирует тему. Тем не менее, возникают примеры, когда публичные медийные персоны осознают свою ответственность перед аудиторией — так, Рената Литвинова и Владимир Познер извинились за свои высказывания на тему инвалидности. Мы продолжим говорить на тему административных расходов НКО и в будущем включим государственный сектор в фокус нашего исследования».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий