Социальная адаптация посредством игры — миф или реальность?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Нередко люди подходят к делу воспитанию детей, особенно сирот, с излишней серьезностью и регламентом, где всё расписано по пунктам от и до, включая угол наклона головы сиротки, когда оная сиротка приносит благодарность за вкусный горячий обед или рождественский поход в театр. Утрировано и отдает диккенсовщиной? Да, конечно — но ведь не лишено правды!

Спору нет, порой, один раз из миллиона сработает и тюремно-ожидательный подход, и метод бесконечно баловства кому-то вдруг окажется благом. Однако в большинстве своем сироты — это точно такие же живые дети, которым просто в жизни глобально не повезло в области родителей: те их или бросили от безответственности, либо по причине своей смерти. Поэтому и вести себя с ними надо как с простыми детьми — например, играть в игры. А игры — это еще Выготский с Элькониным говорили — вообще двигатель педагогического прогресса. Поэтому нет и не должно быть никаких сомнений в том, что с помощью игры ребенка что домашнего, что детдомовского можно научить и шнурки завязывать, и в новый коллектив вливаться, и ответственные решения принимать, и еще по-всякому жить социальной жизнью, не боясь и не ленясь.

Уже 7 лет подобный подход успешно применяет на практике «Полдень»: Проект социальной адаптации детей из детских домов и реабилитационных центров. На протяжении учебного года «Полдень» готовит для своей работы волонтеров (любых! Кто захотел — тот и пошел учиться, многие даже доходят до конца и приступают к делу), самых успешных из которых довольно быстро посылает «в поля», то есть в детские дома. А там начинается самое главное: Игра.

Есть метод сюжетно-ролевых игр: эффективный и довольно новый для того, чтобы вызывать у подростков искренний и неподкупный интерес к происходящему, стимулировать их творческие способности. На основе это метода создано несколько игровых модулей, посвященных самым разным, но крайне важным для детей темам: «Коммуникация», «Толерантность», «Ценности», «Эмоциональный интеллект» и другие. Каждый из модулей включает в себя три сюжетно-ролевых игры, например: «Школа волшебства», «Как приручить дракона», «Арканар», «Роботы и люди», «Плеяда», «Скотленд-Ярд», то есть затрагиваются самые разнообразные произведения мировой литературы и кинематографа, области жизни и варианты сюжетов. На протяжении семестра или всего учебного года подопечные, с помощью прошедших свое обучение волонтеров, получают двенадцать уникальных сюжетно-ролевых игр, с помощью которых происходит то главное, ради чего «Полдень» и затеял всю эту историю: дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, понемногу социализируются.

Это не пустые слова. Каждый модуль направлен на социализацию в определенной области – и, следовательно, имеет свои цели и свои итоги. Какие-то из них понятны уже на сессии рефлексивного обсуждения результатов игры с участниками, являющейся неотъемлемой частью технологии – а какие-то начинают проявляться постепенно, исподволь, в течение нескольких лет или спустя какое-то время вдруг, сразу.

Например, можно для примера подробнее остановиться на таком варианте содержательного игрового блока как «Аргументация». Современные школьники даже из самых благополучных семей сегодня нередко слабо владеют искусством аргументации, что уж говорить о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию, детский дом или реабилитационный центр. А ведь умение корректно отстаивать в споре свою позицию и навык активного слушания является основой для успешной реализации человека, как в личной, так и в профессиональной области. Важно отметить, что в этом блоке немалое значение отдано развитию умения слушать собеседника, а потом, на основе услышанного, приходить к компромиссу, причем учитывать не только командные, но и личные интересы. То есть, как несложно догадаться, чтобы иметь возможность слышать – надо, чтобы было, что слушать. Так что самым главным навыком, который развивают в этом блоке, является умение формулировать свое мнение.

Другим содержательным блоком, о котором следует сказать отдельно, является блок «Целеполагание» — возможно, самый важный во всей программе «Полдня». Дело в том, что на данный момент нет никаких исследований, посвященных особенностям формирования целеполагания у детдомовских воспитанников. При этом совершенно очевидно (и это подтверждается практическими наблюдениями психологов и волонтеров), что именно дети из детских домов испытывают затруднения и с целеобразованием, и с долгосрочным планированием, и особенно с длительной направленной деятельностью, требующей ежедневных или просто постоянных усилий. Эти трудности имеют под собой совершенно понятные причины: ребенок в детском доме зависит от воли воспитателя или директора, за него всё заранее и надолго распланировано, постепенно его настоящие личные желания атрофируются, и ребенок окончательно утрачивает способность двигаться к какой-то далекой цели. Целеполагание как термин описывает весь процесс от зарождения цели до ее реализации, со всеми трансформациями и попутным переосмыслением. Целеполагание в применении к объективной реальности является конкретизацией желания во что-то конкретное: например, «хочу сниматься в кино» приобретает конкретное выражение в виде «буду посещать театральный кружок, чтобы поступить в институт», «начну учиться петь» и так далее. Таким образом, уже при одном понимании такой конкретизации, при  умении увидеть цель и поставить конкретные задачи для ее достижения, даже просто на словах, вышеупомянутые трудности уже становятся не такими страшными и непреодолимыми, как казались до начала погружения в блок «Целеполагание». И, постепенно, воспитанник детского дома начинает конкретизировать свои желания и систематизировать образ жизни уже сообразно своим потребностям, а не только директивам администрации.

Постоянное совершенствование образовательных модулей «Полдня», повышение квалификации сотрудников проекта, обучение волонтеров, разработка новых программ и сюжетно-ролевых игр – всё это позволяет с уверенностью говорить, что такой проект социальной адаптации не просто является успешным начинанием, но категорически необходим для внедрения на всей территории России, во всех ее регионах.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий