Как в «Доме надежды» помогают женщинам в кризисной ситуации встать на ноги


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Дать «удочку», а не рыбу — вот принцип, по которому стремятся работать все прогрессивные благотворительные организации, помогающие людям в трудной ситуации. Дать удочку — значит помочь освоить новый навык или компетенцию, научить подопечного действовать самому, а главное — мотивацию к решительным изменениям.

За долгие годы работы кризисной службы Фонда «Родительский мост» у специалистов сформировался ряд принципов, которые помогают им перестать ощущать себя «Сизифами», и сделать работу успешной и результативной. Об этих правилах рассказывает координатор Центра «Дом надежды» Мария Мещерякова.

  1. Отказ от стигматизаии и  ярлыков, стремление учитывать ценности человека. Мировоззрение, этнические традиции и религиозные взгляды женщины, а также взгляды на образование, питание и т.п. – ее личное дело. Если они не несут угрозы жизни ребенка, специалисты Фонда не навязывают свою точку зрения.
  2. Добровольное сотрудничество и вовлечение подопечной в планирование ее жизни при активном внимание к тому, что на самом деле хочет сама женщина. Отношения сотрудников и подопечных – это отношения партнерства. Задача состоит в том, чтобы совместно общими усилиями найти выход из сложной жизненной ситуации.
  3. Учет сильных сторон подопечной, поддержка ее собственной активности («видим хорошее и поддерживаем его»). Выявление и поддержка сильных сторон женщины позволяет максимально активизировать ее ресурсы и разделить ответственность за ее дальнейшую жизнь.
  4. Кейс-менеджмент или командный принцип работы. Работа с семьей проводится по технологии «работа со случаем», в основе которой лежит план по выходу из сложной жизненной ситуации. Эта технология предполагает гибкий и индивидуальный подход к решению актуальных для семьи задач, позволяющий оказать семье именно ту помощь, которая ей нужна для того, чтобы выйти из кризиса и вернуться к самостоятельной жизни.
  5. Вежливое, уважительное и поддерживающее отношение. Специалисты одинаково относятся ко всем подопечным Дома надежды.
  6. Отсутствие «сверхожиданий».  Подопечные Центра зачастую находятся в иной социальной среде, иной системе ценностей, и могут быть сложны, а порой и неприятны в общении, и специалистам важно принять и понять тот опыт, которые сформировал поведение и жизненные ценности человека такими, какие они есть.
  7. Право на отказ. Важно слышать и уважать «нет» человека. Женщина в любой момент может отказаться от оказываемой ей помощи.
  8. Фокус на ребенке. Бывают ситуации, когда интересы взрослых членов семьи и ребенка противоречат друг другу, и возникает реальная угроза жизни и здоровью детей. В этой ситуации сотрудники Центра в первую очередь фокусируются на ребенке и делают все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Мы благодарим Фонд президентских грантов, благодаря которому в рамках проекта «Предотвращение сиротства и временного размещения» работает наш Центр, а также всех волонтеров, которые помогали нашей работе.