Социальное предпринимательство: важные акценты
Жанар Жаксылыкова – главный менеджер сектора проектного управления Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust». Одно из главных направлений Жанар – ведение проекта по социальному предпринимательству «ӘREKET». Сегодня наш эксперт делится главными рекомендациями для начинающих социальных предпринимателей.
Формат оказался очень живым и эффективным: за 20 минут социальный предприниматель может получить большое количество реальных рекомендаций.
Вот подборка, на мой взгляд, наиболее важных из них:
1. На стадии создания предприятия, социальные предприниматели должны определить, какую проблему они хотят решить и в чем их миссия. Это даст возможность выстроить приоритеты, определить процесс запуска и развития социального предприятия и понимание роли социального предприятия в обществе.
2. Один из важных аспектов, на который социальным предпринимателям стоит обратить внимание, это позиционирование своего социального предприятия и предлагаемых им услуг/товаров для общества. Важно иметь четкий месседж для своей потенциальной клиентской аудитории о том, какую ценность они создадут для решения социальной проблемы, купив товар/услугу именно у их социального предприятия. В чем их отличие от обычных предпринимателей? Потенциальные клиенты должны понимать, что даже, если они не могут сделать финансовое/нефинансовое пожертвование либо пожертвовать своим временем для волонтерской деятельности, они все равно могут сделать «благо». Здесь могут рассматриваться как физические лица, так и компании, которые, купив товар/услугу у социального предприятия, могут также стать социально-ответственными, не имея при этом бюджета на благотворительность.
Конечно, здесь немаловажным фактором является качество товара/услуги, которое должно быть конкурентоспособным с другим предприятием.
3. Руководителям важно уметь делегировать часть задач своим сотрудникам. Начиная свое СП, многие руководители делают все сами: начиная от организационных дел и заканчивая написанием стратегии, после нанимая сотрудников для решения определенных задач, руководитель зачастую может не делегировать те задачи, для решения которых они были наняты, относясь с ревностью к своему СП.
4. Стоит подумать об использовании современных технологий, которые помогут масштабировать проект и сделать доступными услуги/товары социального предприятия для большего числа людей.
5. Социальные предприниматели для усиления своего потенциала и экспертизы могут устанавливать партнерство с организациями, бизнес-компаниями либо с отдельными личностями, которые также болеют душой за решение выбранной ими социальной проблемы. В некоторых случаях, доверие к такому бизнесу будет выстроено быстрее, если в его партнерах будет организация, имеющая хорошую рекомендацию в решении выбранной социальной проблемы.
6. Социальные предприниматели должны заранее продумать, по каким каналам они будут доносить информацию о своих товарах/услугах до потенциальных клиентов, и уделять этому вопросу достаточно времени и средств.
7. Социальным предпринимателям важно постоянно освещать результаты своей деятельности в социальных медиа, создавая вокруг своего стартапа сообщество, которому также важно решение выбранной социальной проблемы. Такие сообщества могут тоже приносить свою ценность, вовлекаясь и соучаствуя в какой-либо деятельности СП и следя за его развитием.
Конечно, это не «золотые правила» социального предпринимателя, но каждая из этих рекомендаций несет в себе огромную пользу. Следуя им, можно избежать основных ошибок и сконцентрировать внимание на решении более глобальных вопросов.