Социальное предпринимательство: важные акценты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Жанар Жаксылыкова – главный менеджер сектора проектного управления Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust». Одно из главных направлений Жанар – ведение проекта по социальному предпринимательству «ӘREKET». Сегодня наш эксперт делится главными рекомендациями для начинающих социальных предпринимателей.

Если несколько лет назад коммерческую деятельность неправительственной организации могли воспринимать как «зло», то на сегодняшний день – эта деятельность в формате социального предпринимательства является трендом, который воспринимается как более устойчивый путь существования НПО. Социальное предпринимательство несет в себе возможность для неправительственной организации одновременно реализовывать социальную миссию, решая проблемы целевой аудитории, а также быть устойчивой, и, если не на все 100%, то хотя бы на определенную часть перестать зависеть от внешнего финансирования.В Казахстане, как и во многих других странах, еще существуют проблемные моменты в сфере  социального предпринимательства: недостаточно развита инфраструктура, отсутствует определение социального предпринимательства.Но в этой статье я бы хотела обратить внимание на проблемы, самостоятельно решить которые под силу социальным предпринимателям уже сегодня.В сфере социального предпринимательства организации сталкиваются с рядом проблем, таких как определение бизнес-модели, написание бизнес-плана, выстраивание процесса продаж, мотивация сотрудников предприятия к миссии предприятия, привлечение внимания общества к решаемой проблеме, установление доверительных отношений с потенциальной аудиторией, привлечение инвесторов и партнеров, определение четкой социальной проблемы и целевой аудитории, масштабирование деятельности, незнание основ маркетинга и другими.В конце сентября Фонд «Навстречу переменам» провел  конференцию «Breaking Barrier Session» в формате, где  социальные предприниматели могли поделиться своими проблемами с руководителями и менеджерами бизнес-компаний, а также с экспертами в области социального предпринимательства и получить от последних советы и рекомендации.

Формат оказался очень живым и эффективным: за 20 минут социальный предприниматель может получить большое количество реальных рекомендаций.

Вот подборка, на мой взгляд, наиболее важных из них:

1. На стадии создания предприятия, социальные предприниматели должны определить, какую проблему они хотят решить и в чем их миссия. Это даст возможность выстроить приоритеты, определить процесс запуска и развития социального предприятия и понимание роли социального предприятия в обществе.

2. Один из важных аспектов, на который социальным предпринимателям стоит обратить внимание, это позиционирование своего социального предприятия и предлагаемых им услуг/товаров для общества. Важно иметь четкий месседж для своей потенциальной клиентской аудитории о том, какую ценность они создадут для решения социальной проблемы, купив товар/услугу именно у их социального предприятия. В чем их отличие от обычных предпринимателей? Потенциальные клиенты должны понимать, что даже, если они не могут сделать финансовое/нефинансовое пожертвование либо пожертвовать своим временем для волонтерской деятельности, они все равно могут сделать «благо». Здесь могут рассматриваться как физические лица, так и компании, которые, купив товар/услугу у социального предприятия, могут также стать социально-ответственными, не имея при этом бюджета на благотворительность.

Конечно, здесь немаловажным фактором является качество товара/услуги, которое должно быть конкурентоспособным с другим предприятием.

3. Руководителям важно уметь делегировать часть задач своим сотрудникам. Начиная свое СП, многие руководители делают все сами: начиная от организационных дел  и заканчивая написанием стратегии, после нанимая сотрудников для решения определенных задач, руководитель зачастую может не делегировать те задачи, для решения которых они были наняты, относясь с ревностью к своему СП.

4. Стоит подумать об использовании современных технологий, которые помогут масштабировать проект и сделать доступными услуги/товары социального предприятия для большего числа людей.

5. Социальные предприниматели для усиления своего потенциала и экспертизы могут устанавливать партнерство с организациями, бизнес-компаниями либо с отдельными личностями, которые также болеют душой за решение выбранной ими социальной проблемы.  В некоторых случаях, доверие к такому бизнесу будет выстроено быстрее, если в его партнерах будет организация, имеющая хорошую рекомендацию в решении выбранной социальной проблемы.

6. Социальные предприниматели должны заранее продумать, по каким каналам они будут доносить информацию о своих товарах/услугах до потенциальных клиентов, и уделять этому вопросу достаточно времени и средств.

7. Социальным предпринимателям важно постоянно освещать результаты своей деятельности в социальных медиа, создавая вокруг своего стартапа сообщество, которому также важно решение выбранной социальной проблемы. Такие сообщества могут тоже приносить свою ценность, вовлекаясь и соучаствуя в какой-либо деятельности СП и следя за его развитием.

Конечно, это не «золотые правила» социального предпринимателя, но каждая из этих рекомендаций несет в себе огромную пользу. Следуя им, можно избежать основных ошибок и сконцентрировать внимание на решении более глобальных вопросов.