Принципы и методы работы инклюзивного пространства «Просто Космос»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Проблема интеграции детей и подростков с тяжёлыми заболеваниями носит сложный характер, поэтому и исследование данной темы не может быть представлено одной наукой, а проявляется на пересечении нескольких направлений: психология, педагогика, дефектология, коррекционная педагогика, клиническая психология, социальная педагогика.

В настоящее время в обществе уделяется большое внимание вопросам социальной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, оказывается содействие в ходе их интеграции в общество.

Онкологическое заболевание и долгое серьёзное лечение сильно меняют жизнь ребёнка. Невозможность для всей семьи длительное время вести привычный образ жизни, изоляция детей и подростков от внешнего мира в больничных стенах, напряжённая борьба с болезнью не проходят бесследно. После выписки из стационара у многих детей и подростков появляются комплексы, страхи, физические ограничения. А самое главное теряется контроль над собственной жизнью и возможностью сделать выбор. За ребёнка решают родители, врачи, педагоги.

С точки зрения социальной адаптации, дети и подростки с тяжёлыми заболеваниями, в частности онкологическими, являются самой проблемной категорией из-за ограниченной приспособленности.

Основными причинами служат:

— недостаток психического и физического здоровья;

— ограниченность социального опыта;

— гиперопека родителей.

            Основной особенностью мероприятий, проводимых на базе инклюзивного пространства «Просто космос», является поэтапная работа со всеми гостями, помощниками:

— с семьями, имеющими обычных детей;

— с семьями, имеющими детей с онкологическими заболеваниями;

— с приглашёнными педагогами, волонтёрами.

Считается, что чаще всего люди, которые не сталкивались с такой категорией граждан, не знают, как вести себя с ними. Поэтому главной задачей становится подготовка к взаимодействию с обеих сторон.

 Ещё одной особенностью всех мероприятий, реализуемых на базе инклюзивного пространства «Просто космос», является удовлетворение потребностей детей и подростков, учитывая их возрастные особенности и возможности по здоровью.

Для осуществления полноценной социальной адаптации детей и подростков на базе инклюзивного пространства «Просто космос», процесс разделяется на несколько этапов и делится на группы. Параллельно работа идёт с семьями здоровых детей и подростков, а также с семьями, воспитывающими детей и подростков с онкологическими заболеваниями.

Были выделены следующие этапы процесса адаптации ребёнка с онкологическими заболеваниями к социуму:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап включения в социальную группу.
  3. Этап усвоения социально полезных ролей.
  4. Этап закрепления устойчивой социально-психологической адаптации.

Подготовительный этап включает в себя диагностику ребёнка и семьи, проводится психологом и педагогом. На данном этапе дети и подростки с онкологическими заболеваниями, и здоровые дети, и подростки максимально готовятся к совместной деятельности, но к ней не переходят. В зависимости от возраста возможны такие формы работы как: беседы со специалистами (педагог, социальный педагог, психолог), просмотр различных видеоматериалов с целью подготовки к этапу включения (материалы подбираются специалистами), игровые тренинги и индивидуальные занятия.

На этапе включения дети и подростки вводятся в группу и плавно переходят от индивидуальной работы к групповой. Данный этап максимально наблюдается психологом и педагогом с целью выявления проблемных ситуаций и своевременной коррекции.

На этапе усвоения формируются устойчивые социальные связи, при этом наблюдения педагога и психолога минимально, корректировки незначительные.

Этап закрепления характеризуется развитием устойчивой социально-психологической адаптации у детей и подростков, формально также проходит под наблюдением педагога и психолога, но при этом фактически не нуждается в дополнительной коррекционной работе, а лишь закрепляет устойчиво сформированные социальные связи и коммуникативные навыки. Перейдя на данный этап, можно отметить, что социализация и социальная адаптация прошла успешно.

Инклюзивное пространство «Просто космос» Вконтакте https://vk.com/prostokosmos111