Проект «Время роста». Первые этапы реализации


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В конце прошлого года наш Фонд инициировал уникальный музейный проект «Время роста». И вот он стартовал! Такого проекта никогда не было. Директор Фонда Полина Филиппова рассказала о его уникальности, как в нем участвуют школьники «Абсолюта», и почему этот проект может изменить отношение к детям с особенностями развития, почему партнером по проекту является Политехнический музей.

Полина, зачем нужны такие проекты как «Время роста» и при чем здесь современные музейные практики?

Сейчас в музейном мире происходит поворот от простого представления публике разнообразных ценностей к совершенно другой деятельности — к образовательному, просветительскому, активному взаимодействию со своей аудиторией; не пассивному созерцанию, но активному участию.

Мне очень понравилось выражение одного искусствоведа, «есть музеи-сундуки и есть музеи-миссии». Сейчас все больше музеев реализуют второй подход. Одна из центральных задач современных музеев – сделать искусство и культуру зоной совместного творчества профессионалов и обычных, очень разных, людей.

Культура и искусство — инструменты развития, самоопределения и самовыражения. Это те зоны, которые у большинства людей так мало задействованы. Мы живем в мире, в котором у нас не так много способов и места для рефлексии, самовыражения, для осознания того, кто мы и что мы хотим от своей жизни.

Эти дефициты есть у многих, но еще больше они выражены у подростков с особыми потребностями и подростков, имеющих опыт сиротства (даже если сейчас они живут в приемных семьях). У них очень ограничен социальный опыт, они не умеют выражать себя, у них неадекватная самооценка, они не обладают навыками ни самовыражения, ни взаимодействия, ни командной работы. Новые художественные подходы могут помочь подросткам компенсировать эти дефициты.

В проекте участвуют подростки из школы «Абсолют». Для чего им это нужно?

Когда мы придумывали проект вместе с Верой Шенгелия, сотрудницей Политеха, у нас был ряд задач. Во-первых, дать подростам возможность посмотреть на современное искусство по-новому. Стать активными участниками процесса.

Во-вторых, дать им новые навыки, показать, что у них тоже есть таланты, что они также уникальны, повысить их самооценку; дать им возможность поработать в команде и понять, что взаимодействие может быть активным, продуктивным, созидательным, неагрессивным, но творческим. Для того, чтобы эти задачи реализовались, мы отобрали лучших профессиональных, современных специалистов: архитекторов, художников, скульпторов, которые умеют работать с современным искусством, новыми средствами самовыражения и понимают, что такое партиципация.

В чем суть партиципации? И почему это главный принцип проекта?

Партиципация означает участие, когда проект делается не для, а вместе с, и бенефециарами являются все. В проекте «Время роста» подростки участвуют как соавторы Они не просто «пришли посмотреть», они такие же творцы как и профессиональные художники.

Современное искусство не так сильно нуждается в навыках красиво рисовать, лепить, сколько в видении, во вкладе каждого, потому что только вместе мы образуем представление о современности.

Как проект поможет изменить отношение к детям с особенностями?

К детям с особыми потребностями в нашем обществе относятся в лучшем случае с сочувствием, их не воспринимают как ценных, равных, способных внести какой-то вклад в нашу жизнь. В них видят тех, для кого общество должно что-то делать, понимая, что отдачи не будет. А это не так. Поэтому одна из задач проекта — показать подростков со сложной биографией, «непривлекательными» диагнозами, как творцов, способных произвести продукт, который заставит нас задуматься, остановиться. Поэтому мы выбрали такого партнера как Политехнический музей, который поможет нам реализовать принцип партиципации и привлечь внимание разных аудиторий.

Проект уже стартовал. Что уже сделано?

Уже начались первые мастер-классы и погружение в тему. Победители конкурса проектов — Дмитрий Барьюдин, Маяна Насыбуллова, Александр Закиров, Егор Ларичев знакомят ребят с тем, как устроен музей и что может стать арт-объектом. У подростков это вызывает эмоциональный отклик, что очень радостно видеть.

Мы с завистью смотрим на учеников, и думаем, что было бы здорово и нам принять участие в таком проекте. Мы хотим, чтобы наши школьники на пороге своего взросления увидели, как посторонние люди проявляют интерес к тому, что они создали. В деревню Райсеменовское приедут люди, которые будут смотреть на то, что создали ученики школы «Абсолют», а потом выставка, созданная их руками, поедет в Москву. Уже сейчас есть разные выставочные площадки, куда нас зовут с этим проектом. Мы надеемся показать его очень широко. Участие статусных, профессиональных художников, скульпторов позволяет нам надеяться, что и сам продукт будет интересен.

В каждом ребенке есть талант. Творчество — это то место, где интеллект играет далеко не решающую роль. Самое главное — особое видение мира. Мы надеемся показать этот особый взгляд на мир через арт-объекты наших талантливых ребят в школе «Абсолют».