Волонтерство в Казахстане. Теория и практика


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сегодня гость нашей экспертной рубрики — национальный волонтер ООН, со-основатель Общественного фонда «Best for kids» Никита Шабаев.

В беседе с ним мы обсудили развитие волонтерства в Казахстане, поговорили о статусе волонтера и повышении престижа, разобрались в системе мотивации и многом другом. Подробнее читайте в нашем интервью.

— Никита, Вы являетесь национальным волонтером ООН – это очень почетное и многообязывающее звание. Но расскажите, почему Вы стали добровольцем? Как это понимание пришло к Вам?

— В качестве волонтера, наверное, мой путь начался еще с 7 зимних Азиатских игр в 2011 году. Тогда я целый год готовил плеяду ребят, это где-то 2 000 человек, к участию в таком масштабном спортивном событии. А после Азиады мы с ребятами-волонтерами начали работать с детскими домами и продолжаем работать до сих пор.

В 2015 году я стал национальным волонтером ООН, и произошло это благодаря случаю: на одной конференции по развитию волонтерства я встретился с представителем из Программы добровольцев ООН (ДООН) в Казахстане. Она рассказала мне о Программе развития ООН, которая искала волонтера для работы в Кызылорде. В ходе нашего общения мне предложили попробовать свои силы и подать заявку. И я подумал: «Почему бы и нет? Таким начинаниям всегда нужно говорить «да!». Я прошел через все этапы отбора, подписал контракт сроком на год и уехал в Кызылорду.

Хотя моей задачей было развитие именно корпоративного волонтерства в Кызылординской области, приехав туда, я понял, что там необходимо развивать волонтерство в принципе. Многие, конечно, понимают, что такое волонтерство, но не знают, как это можно применить у себя в компании и как это будет позитивно влиять на все процессы.

Я начал с того, что рассказывал НПО, компаниям, местным исполнительным органам о том, что такое волонтерство, как оно работает за рубежом, как устроено в Казахстане и как подключать компании к добровольческой деятельности.

И что же такое волонтерство в Вашем понимании?

Волонтерство – понятие широкое, но все же это больше про то, когда человек делится свои опытом, временем и навыками с кем-то или вкладывает все это в какое-либо благое дело. Это может быть поддержка, это могут быть детские дома, экология, многое другое. Есть, например, Pro-bono-волонтерство – когда специалист может работать на ту или иную компанию, но при этом помогать общественному фонду, как специалист в той или иной сфере. Например, регулировать их финансовые вопросы. Само волонтерство – это больше.

 — Никита, кроме того, что Вы волонтер, Вы также являетесь вице-президентом ОФ «Best for kids». Расскажите, пожалуйста, немного о своем проекте.

— «Best for kids» – это проект, который мы начали неофициально еще очень давно, а официально зарегистрировались в 2013 году. Мы с волонтерами стали навещать детей из Жолымбетского детского дома (Акмолинская область – прим.).

Мы приезжали туда и работали с ребятами: играли с ними, проводили тренинги, мастер-классы, привозили к ним интересных людей, которые делились с ними опытом из своей жизни.

Позже я познакомился с ребятами из инициативной группы, которые занимались тем же самым, но ездили в Аккольский детский дом. Я предложил им объединить усилия и работать вместе, в результате мы взяли шефство над двумя детскими домами в Акколе и Жолымбете. Директора и воспитатели этих детдомов были рады таким инициативам.

Сейчас мы охватили все детские дома в Акмолинской области. Когда мы только начали работать, их было пять, теперь три, в скором времени их количество может сократиться. Количество детдомов уменьшается, и мы этому очень рады. Детей принимают в приемные семьи, наверное, влияет тот факт, что общество стало осознаннее подходить к тому, что детей надо оставлять в семье или отдавать родным, если свое финансовое положение не такое устойчивое.

Мы работаем вместе с волонтерами на безвозмездной основе с 2010 года и по настоящее время. Наша основная цель – адаптировать ребят из детдомов к реалиям настоящего мира.

Большинство из них, выходя в открытое пространство, не знают, как ориентироваться по городу, как купить что-то. Не понимают, как работают финансовые институты, какие позиции существуют в компаниях, как им туда попасть, как писать резюме.

Мы помогаем им находить ответы через различные игры, которые помогают им понять, что и как устроено, как работает. Приводим к ним специалистов, вывозим на профориентационные встречи в Астану.

В 2013 году мы стали общественным фондом официально. У нас около 50 активных волонтеров и еще примерно 1000 человек, которые состоят в чатах, следят за нашей деятельностью и по мере возможности подключаются к работе.

 — Волонтер в современном мире – это больше призвание или для большинства людей это способ как-то выполнить свой долг перед обществом?

— Волонтер, я думаю, это не призвание, а, скорее, осознанность, понимание и определенный поиск. К примеру, в нашем обществе так пошло, что среди волонтеров больше все-таки студентов. Почему? Потому что у них времени больше и они ищут себя и пытаются понять: а где мне себя применить?

Сначала появляется желание помочь, а потом приходит осознание, что он хотел бы работать в этой сфере. Призвание же бывает лишь у единиц и оно, как правило, исходит из личных переживаний, проблем, стрессов либо, наоборот, благодаря светлым моментам в жизни, жизненной мудрости. Здесь может играть роль какой-то эмоциональный фон. Нужно помнить, что все всегда взаимосвязано, но все в итоге исходит из одного хорошего понимания мира.

— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать волонтер?

— Понимание, доброжелательность и осознание того, что твоя помощь не должна ожидать к тебе доброты взамен. Потому что, когда человек помогает, что-то отдает, а ему в ответ Вселенная не отвечает, он думает: наверное, все зря. И желание что-то делать пропадает. Поэтому, осознанность должна быть у человека, который хочет этим заниматься. Если он не знает, есть или она нет, то он должен попасть в то сообщество, которое ему покажет и подскажет.

Я часто работаю с неправительственными организациями, с компаниями и говорю: вам нельзя просто так взять и вытащить человека на мероприятие один раз и отпустить. Вам нужно с ним поработать, притереться немного, обучить его. Тогда человек будет понимать, что он важная составляющая большого механизма, и он будет отдаваться этому делу сполна.

 — В 2016 году в Казахстане был принят Закон о волонтерстве. Как принятие Закона повлияло на Вашу организацию? Какие способы стимулирования и поощрения волонтерской деятельности применяются в Вашем фонде?

— Да, действительно, у нас применяется система мотивации и система обучения волонтеров. К сожалению, многие фонды не работают с волонтерами тесно. Они могут просто их набирать, направлять и в качестве поощрения раздавать благодарственные письма.

Как это происходит в нашем фонде: сначала мы встречаемся с потенциальным волонтером и тем, кто только вступил в наши ряды и объясняем, чем мы занимаемся, как построена наша работа. Потом мы привлекаем его на все наши мероприятия: поездки в детские дома, приезд детей в Астану, мероприятия по поиску и привлечению партнеров. Таким образом ребята вовлекаются в процесс, а мы между тем наблюдаем за ними, чтобы понять, чем им интересно заниматься больше всего. Нередко после наших ивентов, начинающие волонтеры сами делятся впечатлениями, оставляют отзывы, подают идеи.

Второе, что мы делаем – это обязательные тренинги для всех волонтеров. Они не всегда проходят по какому-то жесткому графику или программе, но ведутся непрерывно. Нас всегда поддерживают замечательные тренера, которые работают с топовыми казахстанскими компаниями. Зачастую они сами выходят на нас, говорят, что хотят таким образом оказать свою помощь, быть причастными к хорошему делу.

Третье – это проведение ежегодной премии «Best for Kids». Каждый раз она проходит в разных форматах. Например, в  2018 году мероприятие у нас прошло в стиле «Оскар». Это очень радует и заряжает наших волонтеров, вдохновляет их, мотивирует. Также как и всевозможные благодарственные письма, грамоты, дипломы.

— Какие меры по повышению роли волонтерской деятельности предпринимаются сегодня в добровольческих организациях? Есть ли у Вас видение как сделать волонтерство – престижным?

— На Западе волонтерство начинают прививать еще на уровне школы, а где-то даже и на уровне детских садов. То есть начинают рассказывать, что такое волонтерство простыми словами. Уже в школе они проходят это на практике. Конечно, кто-то воспринимает это с желанием, а кто-то нет, поэтому в зарубежных странах придумали систему мотивации для школьников, где участие в общественной жизни обязательно влияет на общую успеваемость. В Казахстане эта практика применяется в Назарбаев интеллектуальных школах и это хорошая инициатива, многие ребята отзываются о ней весьма положительно.

Однако в других школах, особенно в регионах, это не распространено, многие не знают, что такое волонтерство в принципе либо подменяют понятия опять же, в силу не полной осведомленности, скорее всего.

Но у нас есть Закон о волонтерстве, принятый в 2016 году. Возможно, прошло пока еще мало времени, но я думаю, что эта работа начнется. К тому же 2019 год – это Год молодежи и надеюсь, что он даст свой, пусть небольшой, толчок развитию добровольческого движения в нашей стране.

 — Сегодня одна из тенденций развития корпоративной культуры крупных компаний – корпоративное волонтерство. Действительно ли это нужно и почему возникает такая необходимость?

— Компании понимают, что сейчас идет смена поколений и молодежь сегодня очень сложно удержать на одном месте одной лишь зарплатой или должностью. Они хотят максимально развиваться как личности, иметь больше свободного времени, применять свои знания и навыки где-то еще. И корпоративное волонтерство – это как раз то самое, чего не хватает многим сотрудникам. Ведь это не просто помощь в тех или иных мероприятиях, это еще и создание своего особого сообщества, где они могут знакомиться с людьми из других сфер, общаться между собой, делиться опытом, узнавать что-то новое.

Те компании, которые постепенно начинают внедрять эту практику, видят положительный эффект, получают хороший фидбэк от своих работников.

В комплексе это положительно влияет на имидж, узнаваемость, на климат внутри компании, лояльность сотрудников, восприятие общественности и многое другое.

 — Назовите 5 важных шагов на пути к созданию корпоративного волонтерства.

— Первое, что можно сделать – это разузнать и понять, что представляет собой корпоративное волонтерство. Для этого нужно пригласить консультантов, работающих в этой сфере на встречу с топ-менеджментом компании, собирающейся внедрить эту практику.

Второй момент – провести простой опрос среди сотрудников и узнать, занимаются ли они волонтерством вообще? Если нет, то хотели бы?

Третий шаг – запуск глубинного опроса среди тех, кто дает положительные ответы.

Четвертый этап – обсуждение. Можно собрать тех, кто готов участвовать в корпоративном волонтерстве и совместно подумать, что нужно сделать для того, чтобы успешно внедрить его в компании, составить программу на год. Здесь два пути: компания может действовать самостоятельно, но в идеале можно объединиться с какой-либо неправительственной организацией, потому что в первом случае есть риск, что волонтерство, не имея системности, может сойти на «нет». Опыт же НПО и ресурсы компании могут вылиться в очень успешный проект.

Пятое – это выстраивание системной работы на определенный период времени, как минимум, на год. Создается рабочая группа, куда включаются юристы, финансисты, менеджеры, которые совместно дорабатывают программу корпоративного волонтерства, продумывают систему мотивации сотрудников, прописывают индикаторы и многое другое.