Итоги масштабного социального проекта «Я выбираю жизнь!»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Июнь – время подводить итоги масштабного социального проекта «Я выбираю жизнь!», который уже по традиции в начале учебного года педагогам и школьникам со всего региона предложила благотворительная организация «В защиту жизни» и её председатель Наталья Неделько.

Опытным путём, за несколько лет работы с детьми и Омской, и нашей области, организации удалось определить – если хочешь научить детей вести здоровый образ жизни, сначала определи причины распространения среди молодёжи вредных привычек.

У всякой губительной зависимости есть корни. Чаще всего они кроются в отношениях с родителями, со сверстниками. Сам факт любого рода наркомании – только вершина айсберга. В «пьяную» реальность, где якобы стаёт легче и веселее, человек уходит из-за конфликтов, недопонимания, скандалов с близкими. А такая внутриотношенческая дисгармония, в свою очередь, от бездуховного существования, от жизни, в которой нет места глубоким ценностям. Можно продолжать бороться с ветряными мельницами – запрещать, пугать и наказывать – существенных перемен не случится: поговорили о вреде сигарет или алкогольных напитков, и на этом всё – каждый, как говорится, остаётся при своём. В организации «В защиту жизни» пошли по другому пути – стали «лечить» не симптомы, а причину «болячек».

Согласно проекту «Я выбираю Жизнь!» подростков сначала учат, как правильно создавать социально-ориентированные проекты. Проще говоря, предлагают им самим определить насущную для своего окружения, населённого пункта проблему, и искоренять её.

Кураторов сама Наталья Геннадьевна называет героями нашего времени, которые жертвуя своим временем, показывают детям, что, будучи свободным от всяких зависимостей, жить куда интереснее. Направление школьников в правильное русло – труд долгий и кропотливый. Труд, что должен начинаться ещё задолго до возможного пристрастия ребёнка к наркотикам, алкоголю или курению.

В этом году проектом «Я выбираю жизнь!» буквально жили три десятка команд – подростки из Тобольска, Тюмени, Тобольского и Вагайского районов. На протяжении этого времени мировоззрение их менялось: отношение ребят к вредным привычкам стало совсем другим – это отмечают многие учителя. Оказавшись внутри проекта, дети стали понимать, насколько серьёзна в наше время проблема губительных зависимостей россиян. Быть свободным круто! — говорят школьники. А педагоги – кураторы, видя горящие глаза своих учеников, готовы и дальше трудиться в этом направлении. Готовы, потому что плоды этого труда – как на ладони.

О том каких результатов добились команды, мы пишем в группе https://vk.com/yavyburayzzhizn, а о том, как преодолевались трудности (ведь проект долгосрочный)  рассказывают лучшие кураторы Фестиваля.

 

Рахима Раильевна Абайдуллина, педагог-организатор и куратор волонтёрского отряда «Бригада». МАОУ «Абалакская СОШ»:

— Изучая проблему, к примеру, алкоголизма, мы обратили внимание на то, что есть много информации по профилактике употребления психоактивных веществ. Но действия, главным образом, направлены именно на борьбу со злом.

Сегодня настала пора говорить другим языком и о другом естественном состоянии человека, с которым рождается каждый – это состояние ясности ума и свободы от зависимостей, интересной жизни вне пагубных привычек. И это – не та самая борьба и не давление, что порождает сопротивление (когда  «Запретный плод сладок»), а сохранение и возрождение природной трезвости человека.

В этом учебном году наша школа вовлеклась в областной проект «Я выбираю жизнь!» И, знаете, многое для нас всех изменилось. Уже с самого начала мы стали понимать, в каком большом деле участвуем.

При поддержке организаторов проекта мы разработали и предлагаем наш проект “Моя жизнь — мой выбор!». «Покажи своим примером! Присоединяйся к нам! Не будь одним из зависимых – будь одним из свободных!» — основной наш тезис. Это попытка на деле показать, что трезвая жизнь – это здоровье, выбор сильной личности, это гражданская, личностная, культурная позиция и путь к успеху. Мы считаем, что тема является актуальной для всех возрастов.

В рамках проекта мы провели соревнования среди 5-6-ых классов «В здоровом теле душа не страдает, а ум светом сверкает», конкурс рисунков «Молодёжь за здоровый образ жизни», в котором задействовали и учащихся средних классов, и старшеклассников (по итогам конкурса будет оформлена выставка). Состоялись уроки трезвости, как для волонтёров нашей школы, так и для всех остальных ребят, экскурсия по трезвым сайтам, велосипедный флешмоб «За трезвый образ жизни» и поход на природу, цель которых – утверждение спортивного стиля жизни. И это только малая часть нашей работы. Мы создали страницу в социальной сети Вконтакте, куда выкладываем все свои достижения.

С самого первого дня запуска проекта в нашей школе мы ощущаем сильную поддержку организаторов фестиваля. Наталья Геннадьевна Неделько конкретно и понятно объяснила, как должна строиться наша работа. И если возникают вопросы, мы всегда можем их задать и получить развёрнутый ответ и всю нужную помощь.

Мы видим, как загораются глаза у ребят. Как они вовлекают в процесс своих родителей и близких. Как за нас переживают все педагоги, да и просто местные жители. Впереди у нас много интересного. Этот год был стартовым. На будущее мы строим большие планы: уже продумываем, а в каких направлениях нам ещё поработать. Свою помощь нам готова оказывать (и уже помогает) местная администрация. Вместе с ней — Абалакская участковая больница, фельдшер которой вызвался проводить с нашими детками интересные встречи, беседы на самые актуальные темы.

Одним словом, мы загорелись проектом! Участие в нём на будущий год мы не променяем ни на что другое.

Гузель Сабировна Ахметчанова, учитель начальных классов и куратор волонтёрского отряда «АЦД — Аксурские Целеустремлённые Добровольцы». Аксурская средняя школа, филиал МАОУ Дубровинская СОШ:

— Актуальность проекта «Я выбираю жизнь!» лично для меня, как учителя сельской школы, с самого начала была ясна и прозрачна. С первого дня я знала – мы примем в нём активное участие. Ведь просто говорить на уроках о вреде наркотиков, о трезвости, о семейных ценностях нам, педагогам, можно сколько угодно – дети услышат, да и, наверное, скоро забудут.

А если вовлечь самих ребят в эту тему – они начинают болеть за неё всей душой. Мы это проверили, и теперь ответственно заявляем – проект «Я выбираю жизнь!» способен менять убеждения детей, их родителей. По крайней мере, в Аксурке есть такие люди, кто сегодня говорит нам спасибо за перемены в их семьях. И это всего лишь за год нашего участия в проекте!

Единственная трудность, которая подстерегала в начале пути – не все поняли сразу, зачем нам проект: говорили, мол, мы, вроде, не пьяницы, не наркоманы, и не хотим такими стать. Только после первых наших мероприятий, встреч за круглым столом, бесед детей и родителей при свечах и прочего интересного, стало приходить осознание ценности всего, что затеяла общественная организация «В защиту жизни».

Через месяц – два после старта проекта в школе, нам стали предлагать помощь местные жители. Почтальон начала разносить листовки с нашей информацией, ими же магазины захотели украсить свои стенды. Сельская администрация и мечеть помогали собирать селян на наши мероприятия, а Лениза Ниязовна, фельдшер, стала проводить с детьми познавательные встречи о защите здоровья. Мы все вместе принялись работать на результат. И при этом каждую неделю подводили очередные итоги – обсуждали, что было исполнено по максимуму, а где не дожали.

Конечно, если бы не круглосуточная поддержка Натали Геннадьевны Неделько, мы бы не справились. Не заняли бы первые места в областных акциях «Моя семья – самая лучшая» и «Встречаем Новый год трезво!». Мы бы не знали, как грамотно повести себя в тех или иных ситуациях при работе с семьями, и вряд ли бы научились сами чётко ставить цели на год вперёд. Спасибо ей огромное! Скоро будут подведены итоги, а дети уже настроили планов на год будущий – слышу, как живо они обсуждают проект и вижу, как горят их глазки. Нас уже не остановить!

Галина Ивановна Арканова, учитель физической культуры и руководитель волонтёрского отряда «Лидер». МАОУ «Булашовская СОШ»:

— Участие в областном конкурсе-фестивале «Я выбираю жизнь!» для нас стартовало в ноябре прошлого года. Попытка организоваться была и в позапрошлом году, но тогда мы, наверное, не понимали до конца всю важность вовлечения в этот процесс. Не смогли стартовать, оправдывая себя большой нагрузкой в школе, нехваткой времени. И много упустили – теперь это осознаём.

На этот раз мы легко собрали команду (правильно расставили приоритеты) из активистов нашей школы, учеников 7 – 9 классов. Лидера долго не выбирали, большинством голосов им стал ответственный, позитивный, а главное целеустремленный человек – девятиклассница Алёна Трофимова.

На первом собрании команды Наталья Геннадьевна Неделько зарядила нас на весь этот год – нам стало любопытно, что же из этого всего выйдет, сделала акцент на сплочение. И тогда мы выбрали тему, над которой бы хотели поработать, вместе поставили цели и задачи проекта.

В нашей школе мы всегда уделяли внимание спорту, а представить здоровый образ жизни с вредными привычками сложно. Курение и алкоголь отрицательно отражаются на трудовой и творческой деятельности человека, влекут за собой заболевания и социальное неблагополучие. Это знают и видят все. Поэтому мы подняли проблему употребления алкоголя и назвали свой проект «Здоровым быть Здорово!». Главной его целью стала пропаганда ЗОЖ, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.

Свою деятельность мы начали с анкетирования и социологического опроса, в ходе которых снова убедились, что тема употребления алкоголя стоит в наше время остро. Мы разработали план мероприятий на год, где задействовали не только наш волонтёрский отряд, но и привлекли к участию в проекте огромное количество остальных школьников, их родителей, да и просто жителей села.

В полуфинале конкурса мы оказались лучшими и заняли первую строчку рейтинга. Нам удалось сплотиться в настоящую команду, мы научились разрабатывать сценарии мероприятий, проводить профилактическую работу с детьми и жителями села, узнали много нового и интересного. Для нас это стало первым опытом проектной деятельности, где каждый мог проявить свои лучшие качества.

Уважаемые организаторы конкурса! Вы затеяли очень важное и нужное дело. В Булашовском сельском поселении, где почти шестьсот жителей, действительно, стали говорить о данной проблеме. А ведь вода и камень точит. Так что бесследно участие в проекте для нас и нашего села не пройдет.

Любовь Владимировна Константинова, куратор проекта «Жить, так жить!» волонтерского отряда «Адреналин».  МАОУ «Прииртышская СОШ», Тобольский район:

— Подумать только – всего полгода назад я стала куратором нашего внутришкольного социального проекта «Жить, так жить!». А такое чувство, что веду его уже много лет. Настолько глубоко мы с нашими волонтёрами погрузились в участие в областном конкурсе – фестивале «Я выбираю жизнь!». Разработан он специально для того, чтобы все вокруг, наконец, осознали – встречать каждый новый день с ясной головой, не затуманенной различной гадостью – это по-настоящему здорово!

Сегодня обычных мер профилактики вредных привычек среди учащихся (когда учитель или какой-то другой опытный специалист на уроке сказал пару слов о том, как это плохо или сразу запугал последствиями) не достаточно. В общешкольном масштабе профилактикой занимаются  ежемесячно, но отдельными мероприятиями и акциями. Однако, куратор областного проекта Наталья Геннадьевна Неделько сразу объяснила, что на деле работает другое – комплексный подход к проблеме, взгляд на неё с новой стороны – со стороны полноты и яркости жизни без зависимостей. В рамках «Я выбираю жизнь!» нам предложили систематизировать работу и направить её на конкретный результат. И мы стартовали.

Обсудив между собой, выяснили – всех волнует вопрос пристрастия к пагубным привычкам, курению и употреблению спиртных напитков нашими школьниками, поэтому и остановилась на данной теме.

Началось всё с формирования команды. Я пригласила семерых десятиклассников (у них веду уроки), и восьмиклассников, многие из которых уже были «звездами». Ребята вроде согласились, выбрали лидера. Но спустя неделю настроение в команде поменялось, причём у всех. Они стали отказываться, объясняя тем, что им эта тема не интересна и они заняты.

Я не стала расстраиваться и подумала, а не собрать ли мне тех, кто вообще нигде не участвует. Замотивировать детей, к моему удивлению, не составило труда. Команда набралась быстро, идея проекта им понравилась, сами выбрали название, провели исследование по курению и употреблению алкоголя среди школьников, обработали и увидели своими глазами – проблема не надумана, она реально существует!

Совместно мы сформулировали цели и задачи, придумали мероприятия. Стали выделяться два лидера, которые и возглавили команду «Адреналин». Наш проект разработан для учащихся 7-8 классов (52 ученика), в него также входят родители этих детей и несколько педагогов. Началась реализация проекта с рекламной кампании и собрания детей и родителей.

Свою работу я построила следующим образом:

  1. Обучение «Школа волонтеров»

Задачи: подготовка команды к осмысленной и ответственной волонтерской деятельности.

Результат: формирование лидерской компетентности, освоение социальных навыков, практических умений в области социальных отношений.

  1. Внедрение программы «ЛадьЯ»

Задачи: — сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

— самопознание личности;

— формирование коммуникативных навыков;

— формирование ценностного отношения к здоровью.

Результат: личностное становление, обучение навыкам первичной профилактики.

  1. Деятельность

Задачи: — планирование работы  в команде;

организация и самостоятельное проведение мероприятий;

— привлечение общественного внимания  к данной проблеме.

Результат: проведение мероприятий, анализ и рефлексия своей работы, коррекция.

Надо отметить, в наших делах нам всегда шли навстречу и администрация школы, и родители, и просто местные жители. Для организационных заседаний отряда нам выделили специальное помещение, для проведения мероприятий в нашем распоряжении в любое время был актовый зал. Весь инвентарь и канцелярские принадлежности нам выделяет школа. Волонтерский отряд  за свою работу в проекте неоднократно был отмечен  благодарностями на общешкольных линейках.

Получив определённые теоретические и практические навыки, команда стала организовывать и проводить тематические встречи со своими сверстниками. Сначала у ребят не все получалось, но с каждым разом они становились  активнее, появлялись новые идеи, и мы тут же вносили коррективы в наши планы.

После проведения каждого мероприятия участники проекта делились  своим мнением о его нужности и эффективности. Мы получали обратную связь. А благодаря этому имели возможность видеть свои слабые и сильные стороны и что-то менять в лучшую сторону. Особенно меня порадовало, что пяти- и шестиклассники с интересом наблюдают за деятельностью  волонтёров и сами просят их провести с ними такие же мероприятия.

Некоторые участники проекта курят, особенно восьмиклассники (уже в зависимости) и парни и девушки. Да, они многое знают о вреде никотина и алкоголя, но не могут бросить, хотя говорят, что хотят. И мы должны помочь им справиться с этой бедой.

Проект требует серьезных творческих и временных затрат, но когда я вижу результат своего труда (как растёт моя команда, и дети открываются нам, взрослым, они понимают, что востребованы, у них горят глаза) развивать проект мне не составляет труда. В процессе я серьёзно углубилась в эту тему и мне это интересно. Получила большой опыт по социальному проектированию, общаясь в течение года за «круглым столом» с коллегами других школ.

Считаю, что участие в «Я выбираю жизнь!» стало для нас как никогда актуальным, важным и успешным начинанием.

Виктория Третьякова, ученица МАОУ «СОШ №13», лидер команды г. Тобольск:

— Все началось с того, что наш класс собрали в школьном актовом зале, где нас уже ждала Наталья Геннадьевна Неделько. Нас пригласили поучаствовать в большом конкурсе – фестивале «Я выбираю жизнь!», который направлен на популяризацию счастливой трезвой жизни.

Мы поделились на команды и играли в разные игры. Я, если честно, сначала не понимала что это и зачем. Но Наталья Геннадьевна много чего интересного рассказала о самом фестивале и о том, что такое и для чего нужно социальное проектирование. Как-то сразу моё сердце откликнулась на всё это, мне захотелось разобраться. Наверное, это было заметно, потому как методом голосования лидером в нашей школе выбрали меня. Я этому была даже рада!

Мы собрали свою команду, и уже со следующего дня начали работать над проектом. Сначала было анкетирование среди учеников нашей школы, далее мы выявили социальную проблему, поставили задачи и составили план мероприятий. Конечно, несмотря на сплочённость в команде сейчас, тогда  возникали проблемы. Первая – это страх. Так как наш проект пропагандирует трезвый образ жизни, мы боялись осуждения и непонимания со стороны сверстников. Но с каждым новым мероприятием чувство тревоги уходило. Наша команда наоборот стала более авторитетна в школе, остальные ребята даже пытаются подражать нам и просятся в нашу команду.

Разногласия – это наверно самая частая проблема в командах, ведь сколько людей, столько и мнений. В нашей команде тоже такое встречалось. Первые две недели мы спорили, ругались, обижались.. Конечно, в итоге приходили к единому мнению, но это было не просто. И опять же, с каждым новым днём работы в команде мы становились ближе друг другу. Мы поняли, что нужно не только самим говорить, но и уметь слушать и понимать друг друга.

Наша команда уже прошла полуфинал, но мы не остановимся на этом, а будем идти дальше. Я же за участие в конкурсе поняла, что такое командная работа. В коллективе необходимо понимание, умение слушать, взаимопомощь, сплочённость и, конечно, поддержка. Благодаря проекту лично я получила огромный багаж опыта и знаний. Довольны и ребята, с которыми мы шли бок о бок, и радовались очередным нашим успехам. Я надеюсь, наша школа продолжит участвовать в проекте и дальше.

Рамзиля Митхатовна Мухамедулина, руководитель социального проекта «В здоровом теле – здоровый дух!». МАОУ «СОШ №1», г. Тобольск:

— В ноябре прошлого года нашей школе предложили поучаствовать в областном конкурсе – фестивале «Я выбираю жизнь!» Идея показалась интересной, а когда поближе познакомились с целями и задачами проекта – мы, не раздумывая, согласились. Куратором стала я, классный руководитель 7 «Б» и по совместительству библиотекарь школы, никогда ранее не участвующая в столь масштабном мероприятии, рассчитанном на целый год.

Я понимала, что ответственность на мне большая и будет, скорее всего, нелегко. Но испугаться не успела, как организатор конкурса Наталья Геннадьевна Неделько объяснила: бояться не стоит – действовать будем по чёткому плану, нам самим будет интересно и результат не заставит себя ждать. Так и вышло.

Первоначально нашу команду составили семиклассники, но ребята были немного пассивными, поэтому я решила пригласить и восьмиклассников. Для нас всех организаторы конкурса провели мастер-класс – знакомство с проектом. Постепенно мы приступили к делу, научились работать в команде.

Особенно детям нравится проводить мероприятия в среднем и начальном звене. Никогда бы не подумали, что тема пагубных привычек волнует и самых маленьких учеников нашей школы, однако анкетирование показало – идти к малышам нужно тоже. В интересной и доступной форме волонтёры рассказывали о вреде алкоголя и курения, проводили викторины, игры, акции. Дети очень внимательно слушали своих старших товарищей, были активными. Всё-таки разница, когда ведущие – учителя и когда перед детьми  их сверстники – огромная: вторых слушают, что называется, открыв рты.

Дети зачастую привлекали к участию в наших общих делах свои семьи. Порадовало, что родители никогда не оставались в стороне. Ведь многие ребята, которые в своих анкетах рассуждали на тему алкоголизации, признавались – всё идёт из семьи, так дома принято. Поэтому мы заявляем – работы в этом направлении у нас ещё непочатый край.

Надо заметить, участие в проекте занимает мысли ребят: они сами что-то придумывают, потом воплощают свои идеи в жизнь, их такая форма деятельности увлекла всерьёз. Буквально сегодня я шла по коридору, а меня догнали наши волонтёры: «Рамзиля Митхатовнааа, время идёт, пойдём репетировать? Нам ещё столько всего делать!» Приятно, что они сами проявляют инициативу, переживают за своё выступление. А это о чём говорит? Они живут проектом. Крайне важным и полезным для современной молодёжи.

Когда команда готовилась к полуфиналу, наверное, даже не предполагала, что выйдет в финалисты. Здорово, что у моих ребят всё получилось! Да будет так и дальше!

Ярослава Николаевна Злыгостева, педагог-организатор и руководитель волонтёрского отряда «ЗОЖники». МАОУ «СОШ №7», г. Тобольск:

— О проектной деятельности раньше я слышала много, но никогда с ней не сталкивалась. Не подозревала, насколько интересной и для педагога, и для учащихся может стать их школьная жизнь, если в это вникнуть и во всём разобраться.

Сначала организовать ребят для участия в областном проекте «Я выбираю жизнь!» было нелегко. Но долго мы не страдали. Достаточно скоро после старта к нам стали присоединяться всё новые и новые волонтёры – они видели, как мы загорелись и не просто наблюдали, а предлагали свою помощь. Несмотря на то, что возраст у участников команды 12-13 лет, ребята они – самостоятельные и всегда прислушиваются к мнению старших. Мне, как организатору, это очень помогало.

После встреч с Натальей Геннадьевной (она с самого начала направляет нас верной дорогой и всегда воодушевляет), мы поняли, что наша цель – не в тысячный раз сказать, как плохо жить с зависимостями или запугать кого-то. А развернуть ракурс внимания к проблеме, дать понять, что человек свободен и должен выбирать только лучшее для себя – активную, счастливую и интересную жизнь вместе со своей семьёй.

В рамках данного проекта было проведено немало мероприятий, при этом, возрастная аудитория разная. Одно из последних событий – наш флешмоб на Параде Победы, который вызывал у прохожих живой интерес (мы шли с лозунгами о том, что 9 Мая – трезвый праздник). Потихоньку к нам стали присоединяться родители, они же признавались: теперь дома много разговоров о том, что здоровый образ жизни – это круто! Ещё больше я убедилась в том, что тема требует изучения и никогда не потеряет своей актуальности. А мы не отступим и на следующий год, и после – нам понравилось!

Елена Валериевна Краснобабцева, учитель иностранного языка и руководитель волонтёрского отряда «МиР» («Молодые и инициативные ребята»). МАОУ «СОШ №12», г. Тобольск:

— Мы познакомились с областным конкурсом – фестивалем «Я выбираю жизнь!» и как-то сразу поняли – в стороне не останемся. Буквально за считанные дни набралась команда активистов. Наш проект мы назвали «СоТвори будущее!». Ребята провели исследование и выяснили – проблема пристрастия к пагубным привычкам таки есть в нашей школе.

Классные часы, круглые столы, беседы, викторины, конкурсы рисунков, утренние зарядки, мастер-классы – мы так быстро включились в работу, что сами себе удивлялись. Загвоздки и споры случались лишь в выборе формы мероприятий, никаких других особых проблем я не отмечу.

Мы знаем, часто корень любой зависимости надо искать внутри семей, во взаимоотношениях «взрослый – ребёнок» или со сверстниками. Поэтому акцент всегда делали на сплочение и более тесное общение ребят между собой и мам-пап со своими детьми.

В течение проекта наши ребята активно участвовали в акции «Семейные ценности» и выиграли главный приз – поездку на лазертаг местного курорта Алемасово. Это, несомненно, оказалось дополнительным стимулом для волонтёров, которые ещё больше времени стали уделять проекту (они поверили в себя, поняли, что могут побороться и за главный приз – поездку в  Казань).

За эти несколько месяцев все мы сдружились, получилась цельная органичная команда, во многом, кстати, благодаря лидеру Антонине Кромчаниной. Значимым результатом года я считаю заинтересованность других ребят в нашем проекте. Дети, не состоящие в команде, просились взять их к себе, говорили, что им интересна наша деятельность. Много было сделано и для того, чтобы с нами начали взаимодействовать окружающие, участвовать в наших делах. Всё это время нам очень помогал городской Отдел профилактических программ – специалисты приезжали к нам и проводили классные часы о вредных привычках. С кем бы мы ни общались на тему нашего участия в «Я выбираю жизнь!» — везде встречали поддержку. Потому что пришло время что-то менять: стать успешным – то же, что вести здоровый образ жизни. Как хорошо, что есть возможность грамотно доносить эту идею до нашей молодёжи. Спасибо за это организаторам конкурса! Ну а мы не прощаемся…

Лилия Фанилевна Слащёва, куратор социального проекта «Твоя жизнь в твоих руках!». МАОУ «СОШ №13», г. Тюмень:

— Нашу историю участия в областном конкурсе «Я выбираю жизнь!» простой и лёгкой не назовёшь. Однако, забегая вперёд – в итоге всё сложилось самым лучшим образом. Но обо всём этом по порядку…

Наш социальный проект, который мы придумали назвать «Твоя жизнь в твоих руках!» реализовывался в течение полугода среди учащихся 5-11 классов. Для начала нужна была команда, предстояло заинтересовать ребят. Но чем? Ведь на старте я и сама с трудом представляла, что хочу сделать, не знала к чему вести свой детский коллектив. Конечно, до этого в рамках профилактической работы в школу и приглашались различные специалисты, и проводились классные часы, которые носили чисто информативный характер. Но мне важно было не просто вещать о вреде алкоголя и табака, а делать так, чтобы дети не только слушали, но и слышали.

Итак, бросили клич о наборе группы волонтёров, которая будет разрабатывать и реализовывать наш проект. Прибежало много желающих, которые «за любую движуху». Но очень быстро наши ряды поредели, ведь оказалось, что надо работать. Пустые места я решила заполнить ребятами из «группы риска», то есть каждого лично приглашала и предлагала нам помочь. Пришли они из любопытства (эту категорию детей редко привлекают) и каждого из них я определила в мини-команду (у нас ребята работали в разных направлениях). Вообще в каждого ребёнка надо верить, надо доверять дела, которые ему по плечу. Если ребёнок знает, что на него надеются, он будет стараться и доведёт начатое до конца.

Очень тяжело далось начало проекта, была и негативная реакция, и равнодушие, и нежелание присутствовать на мероприятиях. Тогда я поменяла методы подачи информации. Мы уже не говорили о вреде  алкоголя, а только о пользе здорового образа жизни, то есть переориентировали наших школьников.

Анализируя данные нашего вводного анкетирования, мы обратили внимание, что на вопрос о том, почему ребята пробуют спиртное, большое количество респондентов выбрали вариант «от нечего делать». Вывод пришёл такой – их нужно занять, озадачить, сказать им, что надеешься на них.

Так наша команда стала проводить много спортивных и творческих мероприятий, готовить интересные лекции. Особенно впечатлили школьников «10 мифов об алкоголе» и «Мастер — класс по химии» (учитель продемонстрировала опыты с мясом и с яичным белком, где наглядно показала влияние алкоголя на живые организмы, позже ребята уже сами проводили подобные мастер-классы).

Когда речь заходит о качественных результатах, то необходимо отметить —  наша нелёгкая ситуация со временем коренным образом изменилась. Многие ребята решили примкнуть к нашему проекту, в том числе и те, кто стоял на внутришкольном учёте! Я считаю, это большая наша победа! У нас получилось переориентировать детей, а это дорогого стоит. Мы очень рады, что присоединились к такому важному проекту.

Елена Владимировна Корытова, заместитель директора по воспитательной работе и руководитель волонтёрского отряда «Вагайская 1». МАОУ «Вагайская СОШ»:

— «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство», — сказал однажды Франсуа Вольтер. Его слова мы взяли за эпиграф к своему труду над областным проектом «Я выбираю жизнь!»

По роду своей  деятельности в нашей школе я очень тесно связана с профилактической работой за ЗОЖ, поэтому участие в областном конкурсе – фестивале для меня не было чем-то неожиданным. Даже не стоял вопрос быть или не быть, однозначно – участвуем!

Я обратилась к  активистам школы – старшеклассникам. Плесовских Ксения, Новгородов Андрей (наши  выпускники), Долгих Настя, Гарипова Алина, Кусков Саша (десятиклассники), Махмудова Айсель,  Плесовских Юля, Морозова  Наташа (девочки  из  9 «А»)  и, наконец, самые  младшие – восьмиклассники Радченко Егор и Бордунова Даша. Они поддержали решение стать волонтёрской командой.

Мы познакомились с руководителем проекта, Натальей  Геннадьевной  Неделько, и жизнь наша без преувеличения закипела. На первом занятии по социальному проектированию все воодушевились идеей, стали понимать, что проект гораздо глубже, чем сначала подумали. А дальше – легко выбрали свою тему – трезвость как путь к счастливой жизни.

На следующий день, собравшись командой, мы распределили роли, и в  течение некоторого времени ребята работали самостоятельно. Мы  собирались по субботам – рисовали схемы, составляли план мероприятий,  готовили  анкеты, сочиняли сценарии мероприятий, встречались с  сотрудниками учреждений нашего села – многие предложили нам свою помощь, вели подсчёты, оформляли готовый материал.

Было одно но – нам катастрофически не хватало времени! Мне, как  руководителю команды, даже казалось, что не справимся. Хотя детям я не говорила о своих опасениях. Кстати, пустых. Потому что вскоре мы своими глазами увидели первые результаты: проводя акцию «Новый год — трезво!» заметили, что к нам присоединились новенькие, тоже старшеклассники, и даже те, кто был нередко замечен в дурных компаниях. Это меня обрадовало. И всем нам прибавило сил.

Волонтёры из команды чётко справлялись с поставленными целями, с  азартом выполняли поручения. Проводили мероприятия по плану, встречались с ребятами, обменивались мнениями, подводили  промежуточные итоги. Я немного переживала за выпускников, ведь работа внутри проекта – это время, а им необходимо готовиться к экзаменам. Но ребята справлялись, потому что самим это интересно. Они говорили, что им не хочется расставаться с нами, с нашим общим делом.

18  апреля состоялся полуфинал. Это был мой первый опыт участия в «Я выбираю жизнь!» и, конечно, не последний. Многое поняла, взяла на вооружение. Общение с интересными людьми, обмен опытом и ощущение завершённости начатых дел – это для нас ценно.

Сегодня всё идёт по намеченному плану. Ребята учатся работать в  команде, общаются, делают выводы, получают колоссальный опыт, открываются взрослым и всей душой болеют за идею трезвости как пути к счастливой жизни.

Для нас всё ещё только начинается!