Спецпроект «Обмен жизнями»: совместный проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и «Афишей Daily»


«Мы хотим привлечь внимание через обычных людей к проблеме и СОЕДИНИТЬ их с окружающим миром», — сообщают авторы проекта

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» совместно с «Афишей Daily» запустил спецпроект «Обмен жизнями», главными героями которого станут известные блогеры и подопечные фонда. Цель проекта — дать возможность лайфстайл-аудитории познакомиться с особенностями жизни людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Над идеей и реализацией проекта работали punk bloggers community [R]AVOKADUS и агентство социально ориентированного маркетинга RedMe (входят в группу компаний RCG).

«Обмен жизнями» базируется на важном инсайте: сами подопечные фонда «Со-единение» не считают, что их жизнь кардинально отличается от жизни других людей. Они получают образование, работают, ездят в отпуска, влюбляются, женятся, рожают детей и т.д. — и это нормальный для них образ жизни, но что является нормой?

В каждом новом выпуске «Обмена жизнями» герои — блогер и подопечный фонда — знакомятся друг с другом и проводят вместе обычный день: блогер показывает свой мир, а подопечный показывает, как он занимается повседневными делами, учитывая нарушения слуха и зрения. Как будет себя чувствовать блогер, поставленный в новые для себя обстоятельства? И что почувствует подопечный, когда погрузиться в день блогера?

Первым участником-блогером «Обмена жизнями» стал Олег Максимов — профиль «Бородатая езда», более 600 000 подписчиков на Youtube и 140 000 подписчиков в Instagram. Олег специализируется на авто/мото обзорах в своем блоге. В пилотной серии проекта Олег знакомится с подопечной фонда «Со-единение» Алёной Шириной. Герои общаются друг с другом и рассказывают о своих впечатлениях на камеру: Олег пробует пройтись по улице, Алёна катается на роликах, и потом они вместе завершают день на картинге.

Ссылка на видео: https://daily.afisha.ru/relationship/13430-posmotrite-kak-nezryachaya-massazhistka-i-avtobloger-pomenyalis-zhiznyami-na-odin-den/

«Одна из задач фонда «Со-единение» — увеличить знание о проблеме слепоглухих. Многие, например, не представляют, как вообще живут слепоглухие люди, чем они отличаются от незрячих и глухих, не знают, что чаще всего речь не про абсолютную потерю слуха и зрения, а про частичные нарушения. За счет интеграции блогеров в проект мы охватываем их аудитории. Конкретно в пилотной серии речь идет про преимущественно мужскую аудиторию авто/мото обзоров Олега, представители которой равнодушны к социальной повестке и поэтому не имеют ни малейшего представления о жизни слепоглухих. Настроение, которое мы хотим передать нашим проектом, — возможности несмотря на обстоятельства, что мир не перестает существовать для людей с нарушениями слуха и зрения. В случае, если общество не закрывает глаза на проблему — подопечные живут полноценной жизнью», — говорит Наталья Соколова, директор по PR и фандрайзингу Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

«Современный мир превратился в трансляцию 24/7. Блогеры заменили современной аудитории и телевизор, и новостную ленту, и возможность путешествовать, и друзей — они стали информационным окном в мир и имеют возможность рассказывать о том, что действительно важно. Отдельно хочу подчеркнуть, что продакшен команда — режиссер и продюсер — уже имели опыт съемок со слепоглухими людьми, и во многом благодаря их экспертизе у нас получилось найти инсайт на территории подопечных фонда, который нам важно было подсветить в рамках проекта. Концепция «Обмена жизнями» помогает решить задачу фонда по увеличению знания о проблеме, а также открывает поле для дальнейшего развития как фонда и его подопечных, так и блогеров-участников вместе с их аудиториями», — говорит Арина Судакова, управляющий директор punk bloggers community [R]AVOKADUS.

«Зрячим и слышащим довольно трудно представить, как это — мечтать и жить, когда вокруг только тишина и темнота. Как вести себя, если рядом человек с белой тростью? Что сказать, как правильно помочь и нужно ли помогать? От этого непонимания рождаются страхи, которые не дают просто общаться и задавать вопросы. Наш проект — это попытка соединить, познакомить два мира, развенчать мифы, при этом у нас создается самая позитивная атмосфера на съемочной площадке. В результате происходит какая-то удивительная метаморфоза и с героями, и со съемочной группой, и с теми прекрасными людьми, которые помогают воплощать мечты подопечных фонда», — говорит режиссер проекта Светлана Алхазашвили.

«Чем охотнее российские НКО будут использовать нестандартные для них инструменты и форматы коммуникации, тем быстрее и качественнее они будут достигать свою главную цель — достижение социального эффекта. В данном случае нашей общей с фондом целью является призыв общества сократить дистанцию между собой и людьми с особенностями. Как показал опыт первой серии, для их счастья нужно немного — просто общаться на равных, не боясь неловких вопросов и непосредственных шуток. Поэтому мы выбрали именно такой формат, именно этого блогера, именно эту концепцию», — говорит основатель и руководитель агентства социально ориентированного маркетинга RedMe Ольга Шаратута.

Потеря зрения и слуха у большинства слепоглухих является приобретенной, а не врожденной: они помнят зрительные и слуховые ощущения из прошлого. Говоря о таком комплексном нарушении, речь идёт не столько о медицинских критериях, сколько о функциональных: о том, насколько поражение зрения и слуха влияет на жизнь человека и его способность быть полноценным членом общества. На основе этого инсайта появилась идея создать проект, и с его помощью рассказать широкой аудитории о том, что слепоглухим не нужно сочувствие, им важно понимание.

В России до 2014 года статистика по количеству слепоглухих людей не велась. С момента начала работы Фонда «Со-единение» была запущена первая Всероссийская перепись людей с одновременным нарушением слуха и зрения. В настоящее время по базе фонда таких людей в России — более 4 000. При этом по существующей практике подсчёта ВОЗ на 10 000 людей приходится 1 слепоглухой человек.