Здоровые и крепкие зубы — каждому ребенку


Благодаря обучающей программе для родителей, воспитателей, учителей и детей с нарушениями зрения, разработанной врачами-стоматологами Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской совместно с тифлологопедами, слепые и слабовидящие дети обучаются правилам гигиены полости рта. Благотворительный проект, направленный на профилактику кариеса и заболеваний пародонта у детей, стартовал в сентябре 2019 года в школе-интернате ГБОУ ШОР №1 для слепых и слабовидящих детей. Врачи-стоматологи МЕДСИ помогают ребятам с проблемами зрения освоить навыки ухода за полостью рта, чтобы зубы были здоровым и крепкими.

Самые простые и повседневные дела для ребенка: заправить кровать, умыться, почистить зубы, одеться, поесть, завязать шнурки, умение пользоваться туалетом, являются мощным стимулятором активности мозга и создают основу для его полноценного развития. И если для обычного ребенка эти ежедневные действия обычно не представляют труда, то малышу с нарушениями зрения требуется гораздо больше усилий, чтобы выполнить их. Маме незрячего или слабовидящего ребенка необходимо подготовить его к взрослой жизни, воспитать самодостаточного человека, создать основы его преуспевания. Ключ к этому в формировании навыков ухода за собой, которые позволяют незрячему овладеть пространством, развить важнейший инструмент социальной адаптации – способность ориентироваться.

Не меньшее значение для социализации ребенка имеет его аккуратность, опрятный внешний вид.

И один из важных вопросов здесь – состояние полости рта и зубов. Поэтому с детских лет человек должен взять себе за правило регулярно посещать врача-стоматолога.  Современный арсенал способов и средств по уходу за зубами меняется очень быстро, и только хороший врач способен помочь маме выбрать лучшее.

В ходе своих занятий с педагогами, воспитанниками школы-интерната ГБОУ ШОР №1 для слепых и слабовидящих детей и их родителями, врачи-стоматологи МЕДСИ помогают научить правильному уходу за полостью рта: выбрать подходящую модель зубной щетки, соответствующую состоянию зубов и десен ребенка, зубную пасту, знакомят с рекомендациями по организации места для умывания и чистки зубов. Специалисты рассказывают родителям о том, чему необходимо научить ребенка и как лучше это сделать, о правилах гигиены полости рта.

Контрольные сроки посещения стоматолога ребенком — 9 месяцев, 12 месяцев и в дальнейшем не реже двух раз в год. Мама должна объяснить ребенку важность правильного ухода за полостью рта, представить визит к стоматологу, как то, что позволяет всегда быть красивым и не болеть. Будет очень хорошо, если первый визит к стоматологу станет ожидаемым событием, интересным приключением. И тут на помощь приходит умение «включить» воображение и фантазию.

«Расскажите, что все герои и принцессы должны уметь красиво улыбаться, а для этого нужны здоровые зубы. И даже запаха медицинского кабинета не стоит бояться, ведь благодаря этому уничтожаются вредные микробы. А кресло у стоматолога — точь-в-точь, как в капсуле машины времени или у пилота космического корабля. Электрическая машинка доктора журчит, рассказывая ему, в каких местах она обнаружила требующие ремонта повреждения, а вибрируя, она передает зубкам полезную энергию. Такой подход помогает снять у ребенка напряжение и боязнь при посещении кабинета стоматолога», — рассказывает один из инициаторов проекта Беляева Наталья Владимировна, врач-стоматолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской.

Специалисты-стоматологи рекомендуют родителям хорошо изучить порядок действий, которому им предстоит научить ребенка:

— зубы чистим утром и вечером;

— сначала моем руки с мылом;

— перед тем как чистить зубы, промываем щетку теплой водой;

— берем тюбик с зубной пастой, открываем его, кладем крышку на свое место и выдавливаем на щетку;

—  кладем тюбик на свое место;

— чистим зубы круговыми и вертикальными движениями сверху-вниз на верхней челюсти и снизу-вверх на нижней и горизонтальными там, где зубы смыкаются;

— полощем рот;

— промываем щетку;

— ставим щетку в стаканчик головкой вверх;

— закручиваем тюбик и убираем его в стаканчик.

Все эти действия родители и ребенок отрабатывают «рука в руку». Мама или папа становятся сзади, присев или полуприсев по росту ребенка и сначала руководят движениями рук, все более и более доверяя ребенку управлять собой.

Обучение полосканию рта происходит с помощью объяснения своих действий и прикосновения руки ребенка, например, к щеке и горлу мамы, полощущей рот.

Ребенок быстро обучаем и через несколько дней его родители порадуются новым навыкам своего малыша и тому, что он сделал очень важный шаг в освоении пространства своей жизни.