БФ «Умная среда» провел исследование, посвященное развитию филантропии в России


Стартовала серия публичных презентаций исследования «Особенности развития филантропии в современной России: Приоритеты, тренды, модели». Проект реализован БФ «Умная среда» при поддержке Фонда президентских грантов и предполагает не только проведение исследования, но и знакомство с лучшими филантропическими практиками, а также формирование рекомендаций по развитию благотворительности в России.

Итоги проекта в виде свода рекомендаций по созданию условий для развития некоммерческого сектора в России, в том числе — по стимулированию социальных программ бизнеса, будут представлены на семинарах для представителей НКО и в рамках общественных обсуждений с участием экспертов и СМИ. Первый из них состоялся в Екатеринбурге в рамках V Форума академического фандрайзинга. Также результаты проекта будет представлены в Санкт-Петербурге на площадке Европейского университета, в Казани – на базе экспертного клуба руководителей и бухгалтеров НКО ресурсной организации «Городской центр образования», а также в Москве – в рамках Международного форума некоммерческих организаций.

В настоящий момент филантропия в России является сравнительно малоизученной отраслью, в то время как объем частных пожертвований неуклонно растет. По данным недавнего исследования «Развитие филантропии в странах БРИКС» различные виды пожертвований и социальных расходов в России составляют 0,4% от ВВП, что делает благотворительность важным экономическим явлением. Тем не менее, в нашей стране существует объективный дефицит проверенной информации на эту тему. Соответственно, участники процесса не имеют возможности качественно и количественно оценить ситуацию и применить эти знания в своей деятельности. В профессиональной среде нет согласованного мнения о том, каков вклад филантропического сектора в развитие социальной сферы, насколько важен вклад
КСО-программ компаний, а также — какие условия для развития филантропии следует развивать и почему. Эта ситуация негативно влияет на развитие социальной среды и качество жизни в современной России.

Цель проекта — оценить реальные объемы филантропического сектора в России и степень его влияния на социальную среду с акцентом на вклад бизнеса. На основании полученных данных были разработаны рекомендации по улучшению условий для развития частной филантропии и социальных программ бизнеса. Таким образом, в долгосрочной перспективе проект предполагает вовлечение в благотворительную деятельность новых участников и расширение существующих программ.

«Когда мы обсуждали с экспертами из фонда КАФ и Форума доноров содержание исследования, то единодушно сошлись во мнении, что если про благотворительные и некоммерческие фонды есть хоть какая-то
статистика, то по вкладам крупных компаний систематизированные данные можно найти только фрагментарно. Поэтому в этом году в рамках исследования российской филантропии мы уделили основное
внимание сбору первичных данных именно по социальным и благотворительным расходам бизнеса. Сегодня мы впервые представляем данные по объемам социальных и благотворительных
расходов топ-100 компаний России», — сказала Елена Чернышкова, директор Центра исследований филантропии ИНЭУ УрФУ.

Материалом для исследования послужили данные официальной отчетности 100 крупнейших российских компаний, вошедших в рейтинги РБК-500 и Эксперт-400 за 2018 год, а также — опубликованных аналитических отчетов и заслуживающих доверия источников — Фонда КАФ, российского Форума доноров, МШУ Сколково, аналитического центра «Эксперт», Спарк-Интерфакс и других. Только в рейтинг РБК входят 500 компаний, представляющие 33 сектора экономики из 52 регионов России с совокупной годовой выручкой — 85,5 трлн рублей. Также проект включает данные исследований, охватывающих более 100 крупнейших благотворительных и некоммерческих фондов, фондов местных сообществ, эндаумент-фондов. В частности, речь идет об исследованиях «Российский филантроп» от МШУ Сколково и «Развитие
филантропии в странах БРИКС» — от Центра исследований филантропии ИНЭУ УрФУ. Кроме того, была проведена серия из 16 структурированных глубинных интервью с руководителями крупнейших фондов и благотворительных программ бизнеса.