Чуткое сердце и … крепкие зубы


Зубные феи бывают не только в сказках. 8-летний Максим теперь это знает точно, а еще знает – у них добрый голос и есть целый арсенал интересных вещей, помогающих лучше узнать о строении полости рта. А пока он неуверенно берет в руки зубную щетку, осторожно трогает пальчиками ее ручку, щетину, пробует на макете под руководством педагога «чистить» зубы правильно. Для кого-то встать с утра и почистить зубы – обычное дело, но для слепого ребенка без специального обучения это может стать поистине сложной задачей.

Чтобы научить слепых и слабовидящих детей – учащихся Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых – правилам гигиены полости рта, на помощь педагогам и детям пришли врачи-стоматологи Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской. С начала осени в школе при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы стартовали «Уроки гигиены полости рта», где дети с нарушениями зрения и их родители под руководством тифлопедагогов и опытных врачей учатся правильно чистить зубы, на макетах изучают строение зубов и десен, узнают о причинах развития кариеса и профилактике стоматологических заболеваний. Уроки проводятся два-три раза в месяц, каждое занятие проводится в интерактивном, интересном для детей формате. Планируется, что обучение в рамках проекта пройдут 129 учеников начальных классов школы.

Все началось с того, что один из инициаторов благотворительного проекта – врач-стоматолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской  Беляева Наталья Владимировна как-то в соцсети увидела вопрос от одного из родителей: «Как лечить зубы слепому ребенку?». Ответила: «Так же, как и обычному». Так родилась идея помочь слепым детям и их родителям освоить правила гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний.  Потом к Наталье Владимировне присоединились ее коллеги из КДЦ МЕДСИ на Белорусской — врач стоматолог-хирург Орлова Ирина Андреевна, врач стоматолог-терапевт Бегишева Наталья Борисовна, стоматолог-терапевт, ортопед, хирург Дегтярёв Сергей Георгиевич, врач стоматолог-терапевт Кузнецова Ольга Викторовна и стоматолог-терапевт Сираева Фаина Зубаировна.

В начале работы были проведены встречи с родителями детей, педагогами, где врачи рассказали о важности формирования навыков личной гигиены в процессе социализации ребенка, объяснили ряд несложных приемов, которые помогут детям при помощи родителей освоить правила ухода за полостью рта.

Поэтому с детских лет человек должен взять себе за правило регулярно посещать врача-стоматолога.  Современный арсенал способов и средств по уходу за зубами меняется очень быстро, и только хороший врач способен помочь маме выбрать лучшее.

В ходе своих занятий с педагогами, воспитанниками школы-интерната ГБОУ ШОР №1 для слепых и слабовидящих детей и их родителями, врачи-стоматологи МЕДСИ помогают научить правильному уходу за полостью рта: выбрать подходящую модель зубной щетки, соответствующую состоянию зубов и десен ребенка, зубную пасту, знакомят с рекомендациями по организации места для умывания и чистки зубов. Специалисты рассказывают родителям о том, чему необходимо научить ребенка и как лучше это сделать, о правилах гигиены полости рта.

Контрольные сроки посещения стоматолога ребенком — 9 месяцев, 12 месяцев и в дальнейшем не реже двух раз в год. Мама должна объяснить ребенку важность правильного ухода за полостью рта, представить визит к стоматологу, как то, что позволяет всегда быть красивым и не болеть. Будет очень хорошо, если первый визит к стоматологу станет ожидаемым событием, интересным приключением. Такой подход позволит ребенку не бояться специфических запахов в кабинете, а также вибраций и жужжаний. И тут на помощь приходит умение «включить» воображение и фантазию.

«Расскажите, что все герои и принцессы должны уметь красиво улыбаться, а для этого нужны здоровые зубы. И даже запаха медицинского кабинета не стоит бояться, ведь благодаря этому уничтожаются вредные микробы. А кресло у стоматолога — точь-в-точь, как в капсуле машины времени или у пилота космического корабля. Электрическая машинка доктора журчит, рассказывая ему, в каких местах она обнаружила требующие ремонта повреждения, а вибрируя, она передает зубкам полезную энергию. Такой подход помогает снять у ребенка напряжение и боязнь при посещении кабинета стоматолога», — рассказывает Наталья Владимировна.

И в подтверждение теоретической информации несколько полезных рекомендаций от докторов МЕДСИ, которые помогут родителям хорошо изучить порядок действий, которому им предстоит научить ребенка:

— зубы чистим утром и вечером;

— сначала моем руки с мылом;

— перед тем как чистить зубы, промываем щетку теплой водой;

— берем тюбик с зубной пастой, открываем его, кладем крышку на свое место и выдавливаем на щетку;

—  кладем тюбик на свое место;

— чистим зубы круговыми и вертикальными движениями сверху-вниз на верхней челюсти и снизу-вверх на нижней и горизонтальными там, где зубы смыкаются;

— полощем рот;

— промываем щетку;

— ставим щетку в стаканчик головкой вверх;

— закручиваем тюбик и убираем его в стаканчик.

Все эти действия родители и ребенок отрабатывают «рука в руку». Мама или папа становятся сзади, присев или полуприсев по росту ребенка и сначала руководят движениями рук, все более и более доверяя ребенку управлять собой.

Обучение полосканию рта происходит с помощью объяснения своих действий и прикосновения руки ребенка, например, к щеке и горлу мамы, полощущей рот.

Ребенок быстро обучаем и через несколько дней его родители порадуются новым навыкам своего малыша и тому, что он сделал очень важный шаг в освоении пространства своей жизни.

И если кто-то сомневается в том, что слепой ребенок вполне успешно может сам научиться этим простым правилам личной гигиены, достаточно просто прийти и посмотреть, как ребята ловко учатся этом под руководством своих медицинских наставников. Ведь когда, помимо отличной профессиональной подготовки есть чуткое и доброе сердце, способное найти подход к любому ребенку, увидеть главное и донести его просто и понятно – легко. Поэтому с таким нетерпением дети ждут каждого занятия с участием «зубных волшебников» из МЕДСИ. Руководитель проекта Наталья Беляева надеется, что коллеги из других клиник поддержат эту благотворительную инициативу, и их команда  станет больше. Особенно будут рады пополнению из числа профильных детских специалистов-стоматологов.  И, возможно, тогда участники проекта помогут обрести здоровую улыбку и крепкие зубы особенным детям из других столичных школ.