Душевный Bazar подводит итоги десятилетия


Команда D-Group.Social проанализировала итоги десятилетней работы Душевного Bazar’a – крупнейшего благотворительного фестиваля столицы, выросшего из частной инициативы в значимый федеральный проект.

Душевный Bazar, родившийся в 2010 году как городская новогодняя благотворительная ярмарка — по образу европейских, значительно изменился и к 2019 году вырос до проекта  федерального масштаба с описанной технологией популяризации идей осознанной благотворительности и волонтёрства.  В разные годы событие проводилось не только на столичных площадках, но и экспериментально — в регионах, а также в интернет-пространстве.

«До нас никто не знал, как делать правильно. И мы все эти 10 лет тоже не всё знали, поэтому пробовали, и ошибались, и находили нестандартные решения. Творческие и управленческие искания привели нас к выводу, что Душевный Bazar должен проводиться только в  режиме реального времени. При этом Москва как площадка только способствует участию в фестивале социальным проектам из регионов. Например, на юбилейном Душевном Bazar’e в декабре 2019 года его гости познакомились с работой некоммерческих организаций Уфы, Рязани, Ярославля, Архангельска, Санкт-Петербурга. И для нас этот год стал знаковым: итоги его экспериментов — опробования новых форматов и отказа от некоторых старых, усовершенствование и технологизация алгоритмов работы — это всё то, что мы сейчас анализируем, чтобы принять решение быть ли проекту дальше, и если да, то в каком виде и с какой концепцией», — поделился создатель Душевного Bazar’a, генеральный директор  D-Group.Social Евгений Горькаев.

За 10 лет проект так или иначе охватил больше 40 регионов России. Уже к его пятилетию организаторы отказались от сбора пожертвований как основной цели, и в последние три года всё больше НКО-участников фестиваля отказывались от этого совсем, сосредотачиваясь на коммуникациями с гостями — вовлечении их в свою работу. Тем не менее за 10 лет на реализацию десятков социальных проектов по всей стране было собрано более 50 миллионов рублей и гуманитарной помощи на общую сумму в эквиваленте более 5,5 миллионов рублей. Благотворительные организации приросли суммарно более чем 1000 постоянных волонтёров разного возраста, которые остались с ними на годы.

«Непросто оценить эти показатели — много это или мало, хорошо или недостаточно. Мы консультировались с признанными специалистами в области оценки программ и пришли к выводу, что измерение социального эффекта Душевного Bazar’a — задача сложно и дорого выполнимая, при этом однозначных ответов нам не получить, слишком редко проводится ключевое событие. Однако оно, как стоп-кадр, фиксирует многие тренды и тенденции развития культуры благотворительности в России. И это так же важно для нас, как и знание того, что один конкретный ребёнок нашёл своих родителей, благодаря тому, что его приёмная мама однажды пришла на фестиваль и познакомилась с нужной программой  одного благотворительного фонда, или что жизнь одной конкретной собаки была спасена, потому что Душевный Bazar  стал одним из “шести рукопожатий”, через которые новые хозяева узнали о несчастной судьбе теперь уже счастливого животного», — рассказала руководитель Душевного Bazar’a, исполнительный директор D-Group.Social Инга Моисеева.

Нововведением юбилейного Душевного Bazar’a  стало появление ряда площадок, полностью придуманных и организованных волонтёрами – участниками проекта «Помоги делом», реализованного при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы. В рамках проекта работало десять площадок полностью свободных от пожертвований. Там на протяжении восьми часов беспрерывно проводились лекции, хендмейд мастер-классы, конкурсы, викторины и игры. И каждая активность была направлена на то, чтобы жители и гости столицы узнавали о самых разных социальных проектах, а идейные вдохновители и организаторы площадок приобретали полезный опыт интеграции своих инициатив в крупное благотворительное событие, координации волонтёров, заручались поддержкой опытных коллег и даже бизнес-партнёров.

«Во время представления концепции нашего участия в Душевном Bazar’e экспертам проекта мы познакомились с представителями авиакомпании «Россия». Их заинтересовал необычный формат помощи животным через интеллектуальные развлечения и собственное развитие. Совместно, пока готовились к декабрьскому событию, мы выстроили оптимальный путь знакомства сотрудников компании с возможностями помогать: от пожертвования книг до планирования запуска корпоративного клуба #бережливоечтение и планирования системной работы с приютом для животных. На площадку Душевного Bazar’а мы вышли уже вместе с корпоративными волонтёрами, которые помогли привлечь к нам ещё больше сторонников», — поделилась Елена Носова участник проекта «Помоги делом» и организатор проекта @knigonos.

Открытиями Душевного Bazar’a — 2019 стало несколько проектов, реализованных при поддержке партнёров. Так, постоянным интересом пользовалась площадка Душевной Москвы, посвященная добрососедству. С триумфальным успехом на Душевный Bazar вернулись и лектории, которые с 2013 до 2018 года не привлекали столько гостей, сколько на них пришло только в 2019-ом. На различных локациях партнёрами формата выступили компания Bayer, центр «Благосфера», а также команды CreativeMornings и PechaKucha Night.

«Отдельно хочется рассказать о работе информационно-консультационного пункта – ещё одного нашего эксперимента, который стал возможен благодаря грантовой поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы в рамках конкурса «Москва — добрый город». Нам давно хотелось ответить на запрос некоторых гостей события и не только знакомить их с социальными проектами, которым могут помочь они, но и с НКО, которые могут оказать необходимую помощь этим людям. За день с помощью интерактивных информаторов более 500 гостей получили необходимые для себя и близких контакты. Кроме того, волонтеры пункта провели более 50 индивидуальных консультаций по вопросам получения и оказания социальной поддержки некоммерческими организациями Москвы», — отмечает Инга Моисеева.

В 2019 году общая сумма средств, собранных в рамках Душевного Bazar’a  на социальные проекты, превысила 4,5 миллионов рублей (в 2018 г. — чуть больше 5 млн руб.), при том что событие посетило меньше гостей, чем ожидалось — 12 тысяч человек (в 2018 г. — 18500). Это было связано сразу с несколькими факторами: вынужденным перемещением Душевного Bazar’a на новую площадку буквально за два месяца до его проведения, высоким сезоном заболевания ОРЗ и ОРВИ, а также серией ложных звонков, из-за которых в десятках социальных и торговых организациях проводились массовые эвакуации.

Второго марта эксперты Душевного Bazar’a приняли участие в стратегической сессии, на которой обсуждались итоги десяти лет реализации проекта, а также рассматривались различные сценарии его возможного развития. До лета команда D-Group.Social обещает обнародовать итоговое решение о судьбе благотворительного фестиваля.