Пересмотр бюджетов и новые приоритеты — опубликованы результаты мониторинга настроений компаний в период нестабильности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Форум Доноров представляет результаты второго опроса своего проекта “Барометр”. В “мониторинге настроений” приняли участие 30 респондентов, больше половины которых представляют международные (60%) и треть — российские компании (30%) самого широкого списка отраслей (от ТЭК и нефтехимии до прямых продаж и фармацевтики) и корпоративные фонды (10%). Они поделились своими планами по пересмотру приоритетов программ и бюджетов и проектами по минимизации рисков, связанных с коронавирусом.

РЕАКЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НА СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ
Большинство участников опроса отмечают, что отрасли, которые представляют их компании, достаточно чувствительны к текущей эпидемиологической и экономической ситуации. 30% респондентов отмечают, что сложившаяся экономическая ситуация “очень чувствительна, сильно влияет на бизнес”, эпидемиологическую ситуацию на высший балл оценивают 20% ответивших.
При этом наиболее сильно реагируют, по данным опроса, на сложившуюся ситуацию аудит, IT и консалтинг, банки и пищевая и пивоваренная отрасли (нефтегазовый, благо­твори­тель­ный и сектор розничной торговли особенно страдает от экономической ситуации). Наименее чувствительны — металлургия, фармацевтика и телекоммуникации.
У 76% респондентов внутри организации не было случаев подозрения/заражения коронавирусной инфекцией, 17% затруднились ответить, еще у 7% были подобные случаи, но они либо не подтвердились, либо сотрудники изолированы до подтверждения диагноза.

ОСТАНОВКА ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕВОД ОФИСОВ НА УДАЛЕННУЮ РАБОТУ
Как отмечают респонденты, “Производственные процессы на предприятии непрерывного цикла нельзя останавливать, а офис работает на удалёнке”. 8% компаний полностью остановили рабочие производственные процессы (), 3/4 компаний, имеющих производственные мощности, работают в полноценном режиме, у 16% производства работают частично.
При этом отправить всех офисных сотрудников на удаленную работу смогли 57% организаций, чуть меньше половины (40%) оставили возможность работать из офиса только руководству и тем специалистам, чье присутствие необходимо. Одна организация отправила своих сотрудников в отпуск.

Организации переходят на удаленный режим работы, но некоторые из них уже предвосхищают возможные сложности для бизнеса: “Пока все работают из дома. Но наш бизнес зависит от тесных контактов с клиентами, и очень часто присутствие в офисах клиентов необходимо. Сейчас непонятно, как быстро и эффективно адаптировать сотрудников и услуги под новую реальность, с сохранением качества”.

ПЕРЕСМОТР ПРИОРИТЕТОВ
62% компаний допускают возможность пересмотра приоритетов собственных социальных/благо­твори­тель­ных программ, чаще всего респонденты отмечают изменения во внешних программах (это можно также объяснить спецификой выборки: большинство ответивших — специалисты в сфере КСО и социальных проектов, в то время как внутренние социальные программы часто относятся к ведению специалистов по персоналу). Среди ответов респондентов:
“Пока планируем сохранить основные программы, но возможен пересмотр механизмов выбора партнеров и ограничений по направлениям целевых пожертвований”
“Поддержка онлайн форматов обучения”
“Возможна переориентация на помощь медицинским учреждения с обеспечением ИВЛ”
“Сокращение/приостановка некоторых традиционных проектов. Увеличение помощи на проекты, связанные с развитием COVID19 в России”
“Отказ от некоторых проектов в области социальных инвестиций в рамках текущих партнерств в пользу поддержки проектов по поддержке некоммерческого сектора”
“В настоящий момент деятельность направлена на поддержку малого и среднего бизнеса в регионах”
“Возможно дополнительное выделение средств и разработка соответствующих программ по здравоохранению”
“Возможно витальной станет ресурсная и адресная помощь”

27% затруднились ответить, 12% не планируют пересматривать приоритеты своих социальных программ.

ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ
В качестве ответа на ситуацию с коронавирусом более половины (57%) компаний и корпоративных фондов предприняли ряд шагов, направленных как на сотрудников, так и на внешних благополучателей:
“помощь региональным медицинским учреждениям”
“большая благо­твори­тель­ная программа по передаче продуктов для самых пострадавших категорий граждан”
“специальные условия для клиентов компании, забота о персонале (частичный переход сотрудников на удаленную работу, меры по усилению безопасности труда, дистанционные программы развития)”
“компания ввела домашний режим для производственных сотрудников старше 60-ти лет”
“На глобальном уровне да, огромное количество (донации, разработка вакцины)”
“Введены профилактические меры: от санитайзеров и тепловизоров для измерения температуры до удаленной работы, волонтеры шьют маски, помогают доставлять товары и медикаменты пожилым людям”

ПЕРЕСМОТР БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Несмотря на опасения некоммерческих организаций, сектор в ближайшее время не ожидает серьезного сокращения финансирования: 56% компаний и корпоративных фондов либо сохранят (33%), либо увеличат объемы поддержки (23%).
27% компаний не исключают возможности сократить бюджеты социальных инвестиций. Возможность увеличить бюджеты на социальные и благо­твори­тель­ные программы рассматривают преимущественно металлургические компании, IT и телекоммуникации, возможность сократить — ТЭК, электроника и консалтинг.
Одна компания заявила, что в настоящий момент произошла “приостановка для дальнейшего пересмотра, когда ситуация в стране и на рынке прояснится”.

ПОДДЕРЖКА ОТ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Между тем, почти треть компаний имеет идеи и представления о том, что могло бы помочь бизнесу «пережить» сложившуюся ситуацию (со стороны профильных объединений, общественных, образовательных и других организаций, государства и др.). Среди ответов респондентов:
“оперативное информирование о том, кто что из компаний делает и кому в чем нужна помощь”
“поддержка малого и среднего бизнеса”
“поддержать спрос на услуги, пойти на максимальное упрощение условий и отсрочек. Должен включиться механизм доверия”
“перенос новых законодательных инициатив, связанных с дополнительной нагрузкой на бизнес, минимум на полгода”
“отмена налоговых и иных обязательных платежей, оплата услуг заранее клиентами, чтобы помочь бизнесу выжить”
“отменить налоги за период вынужденного простоя. И отменить муниципальную и федеральную арендную плату за этот период. Зарплату за простой не облагать социальными и пенсионными налогами”
“консультирование: переход в онлайн, исполнение указов о предоставлении кредитов под 0% на выплату зарплаты, арендные и кредитные каникулы”

 

Справка:
Барометр Форума Доноров – это короткие опросы с целью мониторинга того, что делает сектор в ситуации неопределенности, как НКО и компании, реализующие социальные и благо­твори­тель­ные программы, справляются с угрозой коронавируса и финансовой нестабильностью.
Мы вновь открываем проект «Барометр Форума Доноров». В конце 2013 года повсеместно заговорили о сокращении благо­твори­тель­ных бюджетов и сворачивании социальных проектов в период экономического кризиса. В течение полугода мы почти каждый месяц проводили блиц-опросы, пытаясь понять реальные тенденции и настроения. Нам кажется, что сегодня имеет смысл возродить проект», — отмечает Саша Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров.
Подробнее об опросе: https://form.donorsforum.ru/poll/barometr-foruma-donorov-mart-2020/

Результаты первого Барометра доступны по ссылке http://www.donorsforum.ru/reports/kak-blagotvoritelnye-fondy-i-kompanii-reagiruyut-na-koronavi