Фонд «Озеро Байкал» составил базу предприятий по сбору и обработке вторсырья в Байкальском регионе


При внедрении системы устойчивого обращения с отходами, при которой они проходят путь от раздельного сбора до переработки, самые существенные затраты несет в себе логистика: транспортировка вторсырья на предприятия, где отходы станут материальными ресурсами и в конечном итоге – новыми товарами. В Байкальском регионе ситуация осложнена тем, что в нем отсутствуют предприятия глубокой переработки* отходов и вторсырья; транспортные пути в отдаленных районах крайне сложные: водное сообщение, труднопроходимые грунтовые дороги. Фонд «Озеро Байкал» провел исследование, чтобы определить степень готовности компаний в Иркутской области и Республике Бурятия к сотрудничеству с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) – национальными парками и заповедниками вокруг Байкала – в части вывоза и обработки полезных фракций твердых коммунальных отходов (ТКО) для их дальнейшей переработки.

Эксперты Фонда провели более 50 очных и телефонных интервью с крупными и средними предприятиями, которые занимаются сбором вторичного сырья от организаций и населения, первичной обработкой и продажей его переработчикам.

Результаты исследования показали, что из 55 опрошенных компаний-заготовителей полимеров (пластмасс), стекла, металлов, макулатуры лишь 4 предприятия (7%) готовы начать диалог с ООПТ (ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник», ФГБУ «Заповедное Подлеморье») о возможности вывоза отдельных видов раздельно собранного вторичного сырья. При этом руководители всех компаний сразу же обозначили жесткие требования к качеству, объему и видам собираемых фракций, без начального выполнения которых переговоры с ООПТ не начнутся.

Иркутский регион (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Шелехов)

Большинство компаний были согласны поучаствовать в анкетировании и интервью, экспертам удалось лично посетить некоторые производства и увидеть процесс приема вторсырья, прессования и упаковки металлов, дробления стекла и пластика. 91% опрошенных компаний, которые специализируются на обработке цветных металлов, готовы к обсуждению условий вывоза алюминия и жести. В то же время лишь 9% профильных компаний готовы к диалогу по транспортировке макулатуры, полимеров и стекла. Остальные предприятия согласны принимать вторсырье на своих пунктах в г. Иркутске, оценивать качество и объем и покупать его по установленным ценам. При этом ни один из заготовителей или переработчиков вторсырья в Иркутской агломерации не высказал желания организовать вывоз полезных фракций с ООПТ за свой счет в качестве спонсорской помощи в рамках социальной ответственности бизнеса.

Республика Бурятия (г. Улан-Удэ)

Руководители предприятий сферы вторсырья в Республике Бурятия неохотно шли на контакт, многие не раскрывали информацию о своей работе и не готовы к диалогу, ссылаясь на то, что сотрудничество с Забайкальским национальным парком (ФГБУ «Заповедное Подлеморье» – территория реализации программы Фонда «Национальные парки без мусора»), в части досортировки, транспортирования и передачи для дальнейшей переработки вторичного сырья будет нерентабельным. По результатам экспертной проверки, 14% компаний, в т. ч. региональный оператор по обращению с ТКО в Республике Бурятия ГК «ЭкоАльянс», не готовы к сотрудничеству по вывозу вторсырья. Однако большинство бизнесменов (82%) готовы принимать металл, макулатуру, полимеры (пластик ПЭТф, ПНД, ПВД) на собственных базах от Забайкальского национального парка по ценам, отраженным в прайс-листах. Руководители предприятий сферы вторичного сырья не готовы к сотрудничеству, если место образования отходов находится дальше, чем 50-100 км от города. Расстояние от г. Улан-Удэ до Забайкальского национального парка составляет 280 км.

Полная версия базы предприятий, работающих в сфере вторичного сырья в Иркутской области и Республике Бурятия

Какие требования предъявляют заготовители и переработчики ко вторичному сырью?

  1. Объем. Ключевой момент для экономии транспортных расходов и рентабельности вывоза. Минимальный объем вывоза одного вида вторсырья – 5 тонн (ООО «Байкалэкосервис», г. Улан-Удэ; «Центр утилизации металлов», г. Иркутск), средние требования – 20-30 тонн (ГК «ЭкоАльянс», г. Улан-Удэ). В случае самостоятельной доставки сырья на склад, когда заготовитель не несет транспортных расходов, принимается любой объем.
  2. Однородность сырья. Например, в макулатуре не должны присутствовать элементы пластика, прозрачное стекло отделено от коричневого и зеленого, пластик ПЭТф (маркировка 1) от ПВД (маркировка 2) и ПНД (маркировка 4). Переработка смешанного сырья невозможна либо сильно снижает качество конечной продукции, поэтому поступающее на пункты приема сырье проверяется и, в случае необходимости, досортировывается, что понижает его себестоимость. В случае обнаружения примесей со всей партии может сниматься от 1% до 10% или даже до 30% веса (ООО «А-Профиль», г. Иркутск), которые списываются на засоренность сторонними компонентами.
  3. Чистота сырья. Грязное сырье могут принять на переработку лишь по очень низкой цене либо не принять вовсе: отмывка и сушка потребует больших затрат. Именно поэтому необходимо внедрять раздельный сбор отходов на территории национальных парков и на входных пунктах заповедников и повышать экологическую культуру тех, кто их образует.
  4. Спрессованное сырье. Прессование рассортированных по фракциям отходов важно для повышения экономической эффективности транспортировки, т. к. перевозка в рыхлом (насыпном) виде крайне невыгодна для предприятий-заготовителей. Стоимость пресса в Байкальском регионе составляет в среднем 90 000 рублей. Вопрос о прессовании остро стоит в сфере устойчивого обращения с отходами в Байкальском регионе: при переговорах компании-заготовители обращают внимание на это в первую очередь.
  5. Расстояние и транспортная доступность. Независимо от объема вторсырья, образующегося в национальном парке, стоит вопрос о вывозе этого сырья и рентабельности данного мероприятия. Если расстояние транспортировки вторичного сырья составляет более 50 км, то его вывоз считается не рентабельным. Кроме того, на рентабельности транспортировки, сказывается соотношение цены вторичного сырья и стоимости горючего, эксплуатационных расходов. Однако есть предприятия, которые готовы обсуждать условия транспортировки на более дальние расстояния при очень больших накопленных объемах полезных фракций (от 30 тонн и более).

Соблюдение этих требований влияют на качество, себестоимость и возможность вторичной переработки отходов. Компании Байкальского региона согласны вступать в диалог только с теми ООПТ, у которых уже налажена система раздельного сбора отходов и есть возможность обеспечить должное качество вторсырья.

Методика составления базы предприятий

По результатам официальных запросов в Министерства экологии и природных ресурсов Иркутской области и Республики Бурятия, а также в региональные отделения Росприроднадзора эксперты Фонда получили списки лицензированных предприятий по сбору, обработке и утилизации отходов, на основе которых были выбраны профильные компании для каталога. Кроме этого, были перепроверены данные, полученные из открытых источников (сети Интернет) и каталогов предприятий Иркутской области прошлых лет. Далее экспертами были составлены анкеты для предприятий, которые включали в себя вопросы об объемах и видах принимаемого вторсырья, дальнейшем движении вторичных материальных ресурсов (переработка, воспроизводство), готовности к сотрудничеству с природными территориями в рамках поддержания раздельного сбора отходов и др. В каталог вошли 55 предприятий, которые прошли анкетирование и были верифицированы экспертами в ходе очных и телефонных интервью.

Итоги исследования красноречиво говорят о том, что проблема логистики и транспортировки отходов, как смешанных ТКО, так и вторсырья в рамках устойчивого обращения с отходами на природных территориях является одной из наиболее актуальных и важных для заповедников и национальных парков сегодня. Есть основания утверждать, что ситуация в Байкальском регионе является отражением всей системы обращения с ТКО на российских природных территориях. Становится очевидно, что ООПТ необходима поддержка и государственные субсидии на внедрение раздельного сбора отходов, поскольку в существующих экономических условиях этот процесс требует значительных ресурсов от территорий, особенно удаленных: расчет и поддержание инфраструктуры для нескольких потоков отходов, оплата транспортировки и т.д.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ одобрена инициатива Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды по финансированию обновления парка контейнеров, в т. ч. для раздельного сбора отходов, в регионах, проект сейчас находится на рассмотрении в Министерстве финансов РФ. Однако опрос заготовителей в двух субъектах РФ показывает, что помимо контейнеров остро стоит вопрос с обеспечением логистики вывоза отходов, особенно для удаленных районов, где зачастую находятся ООПТ.

Поддержка требуется и региональным операторам по обращению с ТКО, которые на данный момент абсолютно экономически не заинтересованы в раздельном сборе отходов за пределами города присутствия. Дополнительное финансирование поможет предприятиям в части запуска мощностей по переработке вторсырья, безопасной утилизации опасных отходов и компостирования пищевых отходов.

*Различают предприятия первичной и глубокой переработки отходов. Предприятия по первичной переработке (демонтажу, разборке, простейшей переработке (предварительной обработке) отдельных фракций вторсырья в Байкальском регионе есть, но они не решают проблему возвращения полезных фракций в хозяйственный цикл, так как в итоге являются лишь промежуточными (начальными) в технологической цепочке производства готовой продукции. Лишь некоторые предприятия (например, по производству вторичной полимерной продукции (ведра, тара, прочая бытовая полимерная продукция), по вторичной производству бумаги (гигиеническая бумага и пр.) выполняют функцию возвращения ценных фракций ТКО (вторсырья) в хозяйственный цикл.