«Приемное родительство – это норма»: как в Екатеринбурге обучают замещающие семьи


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Школа приемных родителей «Навстречу друг другу» в уральской столице работает с 2006 года. За 14 лет её закончили 859 кандидатов – и благодаря им 312 мальчишек и девчонок теперь дома. В 2020 году Благотворительный проект «Дорога домой», в который входит Школа, выиграл Президентский грант. Чем же так особенна уральская школа приемного родительства, в которую запись идет на несколько наборов вперед?

Идти в приемные родители с идеей «перевоспитать неправильного ребенка» – губительно

Главный посыл, который несёт в себе Школа «Навстречу друг другу» достаточно прост. Специалисты стараются донести до слушателей, что приемное родительство – это норма. Есть дети, которым нужны родители. А есть взрослые, которые готовы об этих детях заботиться.

– На самом деле, наша Школа – площадка, где люди думают и принимают взвешенное решение, — рассказывает Светлана Блинова, руководитель проекта «Дорога домой». — Идти в приемное родительство с идеей о том, что «перевоспитаю его такого неправильного и сделаю из него конфетку» — губительно. Если начинать с такой целью, ничего хорошего не получится. Школа дает возможность пересмотреть этот мотив, ведь чаще всего он у человека не один.

 

 

В екатеринбургской Школе учатся разновозрастные группы. Есть молодые пары, которые не могут родить и приходят после нескольких попыток ЭКО. Есть люди возрастные, своих детей они уже воспитали и поняли, что видят в себе ресурсы и силы воспитать кого-то еще. Есть пары с детьми-подростками, у которых началась своя жизнь, а родители хотят еще детей, но рожать им не рекомендуют врачи в силу возраста.

— Есть даже люди 60-65 лет, которые хотят принять ребенка в семью. Таких не много. Чаще всего они много работали, воспитали своих детей и чувствуют силы воспитать ребенка из системы. Задача специалистов — показать все возможные риски. Чтобы человек увидел реальную картину. Ребенок приходит в семью не на один год, как правило ему необходимы забота и поддержка до 18 лет. Если человек действительно хочет помочь ребенку, мы найдем варианты, одним из них может быть наставничество.

 

«Вы станете папой и мамой, но вы не сможете родить этого ребенка»

Бывает, что кандидаты хотят усыновить ребенка, но у них в голове сформировалась какая-то сказочная картинка и они не готовы вкладываться. У них лишь идеализированный образ ребенка-сироты в голове. «Мы хотим здорового малыша, лучше круглого сироту приятной внешности, у нас для этого все есть». Еще на этапе собеседования специалист делится актуальной информацией о базе данных детей-сирот в России и предлагает принять решение о дальнейшем обучении. В курсе Школы есть целый блок, посвященный мотивации и мифам об усыновлении. Важно, чтобы ожидания стали реальными.

— Мы говорим о том, что большинство так и останутся бесплодными (если это бесплодная пара – прим.автора). «Вы станете родителями, вы станете мамой и папой, но вы не сможет родить этого ребенка, его все равно родили другие люди. Это правда этого ребенка, это правда вашей семьи».

Иногда во время занятий кандидат понимает, что не справится с ролью родителя. Зато может участвовать в жизни детей-сирот по-другому. В Центре есть несколько направлений работы: кто-то помогает и пишет тексты о детях-сиротах, и о приемном родительстве, кто-то помогает и поддерживает приемных родителей, организуя досуговые мероприятия в рамках клуба. Кто-то становится партнером или помогает распространять информацию в социальных сетях, рассказывает окружающим о семейных формах устройства, чтобы как можно больше людей узнали о том, что быть приемным родителем — это нормально. Что любому ребенку можно помочь, он тоже достоин любви, ласки, внимания и заботы.

 

Учат по госстандарту, но со своими особенностями

Обучение в Школе состоит из трех больших блоков, которые ведут узкопрофильные специалисты. В юридическом и медицинском блоках занятия проходят в основном в формате лекций, семинаров, дискуссий. На первом занятии главный специалист отдела опеки и попечительства Управления социальной политики рассказывает кандидатам про необходимый пакет документов для кандидатов в приемные родители, опекуны или усыновители, права и обязанности замещающих родителей, знакомит с формами устройства детей в семью.

Третий блок – психологический – проходит в формате тренингов. Практикоориентированные занятия, на самом деле, прописаны в госстандарте, однако у многих школ идут в основном обычные лекции. В Школе «Навстречу друг другу» кандидаты знакомятся с методами компенсации негативного опыта у детей-сирот, такими как песочная терапия, сказкотерапия и игротерапия. Также слушатели играют в ролевые игры, чтобы примерить на себя роль приемного родителя, отыграть ситуацию, в которой они могут оказаться, взяв ребенка из детского учреждения.

В помощь кандидатам идут и многочисленные методические материалы для самостоятельного изучения, тематические фильмы и книги, которые потом разбирают на занятиях. Каждый слушатель для допуска к аттестации должен заполнить тетрадь для самостоятельных работ.

– В нашей Школе мы предусматриваем участие слушателей в мероприятиях Клуба приемных семей, – рассказывает Светлана Блинова. – Кандидаты помогают в организации мероприятия для приемных семей. Группа, закончившая обучение в апреле, помогала организовать презентацию книги Дианы Машковой «Я-Сания. История сироты». Традиционный летний лагерь для приемных семей «Город друзей» тоже помогают проводить слушатели. Для них это дополнительная возможность пообщаться, посмотреть на другие приемные семьи, что-то для себя отметить и усвоить, глядя на них.

«Мы даем человеку возможность расслабиться и усвоить то, с чем он просто раньше не встречался»

Иногда в екатеринбуржской школе «Навстречу друг другу» в группе есть слушатель, который уже получил свидетельство об окончании подобных курсов в другой организации. Но он все равно приходит переучиваться – чтобы получить знания и ответы на вопросы, которые у него появились уже в процессе воспитания приемного ребенка.

– На данный момент это вынужденная мера, – говорит руководитель проекта Светлана Блинова. – Сейчас в профессиональное сопровождение стали обращаться люди, которые заканчивали другие Школы. Как правило, их подготовка отличается от нашей. Часто такие приемные родители не знают, как устроена детская травма, что такое нарушение привязанности, как проявляется травматичный опыт в поведении детей и почему возникают диспропорции развития. Без основы сложно выстраивать системную помощь, поэтому мы предлагаем закончить Школу повторно. Чаще всего родители соглашаются и результат виден сразу.

– С первых занятий я поняла разницу в организации обучения и подаче материала, – делится Анастасия, слушательница Школы. – Благодаря практическим занятиям быстро вникаешь в тему и применяешь полученные знания в жизни. Сейчас кажется, что я до этого вообще не училась в ШПР. После занятий в Школе проекта «Дорога домой» я вижу сделанные ошибки и понимаю, что и как могу исправить в отношениях с ребенком.

Почему же в эту школу приходят, даже имея свидетельство? У неё своя уникальность и свои отличительные черты. Во-первых – занятия ведут не только опытные и мотивированные специалисты, но и сами приемные родители. Они прошли дополнительную подготовку, и помимо профессиональных знаний транслируют слушателям еще и личный опыт.

– Мы стараемся сформировать отношения внутри группы, – рассказывает Светлана Блинова. – Формат закрытых групп и неформальное общение во время обеденных пауз и кофе-брейков помогают сформировать доверительные и дружеские отношения между участниками. По окончанию Школы 70% выпускников продолжают общаться в малой группе, поддерживают друг друга, делятся новостями. Часто бывает так, что начинают дружить семьями после того, как взяли ребят.

Люди узнают о Школе «Навстречу друг другу» благодаря сарафанному радио. Слушатели идут туда не только за знаниями, но и за приятной атмосферой, чувством безопасности и защищенности.

– У нас нет позиции, что преподаватели умные, а кандидаты – глупые. Мы не учим, а даем возможность человеку расслабиться, быть принятым и усвоить то, что он не знал, потому что никогда с этим не встречался.