Общение неговорящих детей с помощью взгляда


«Здравствуйте! Проходите скорее, пожалуйста! Мы вас очень ждали», — приглашают в дом волонтеров общественной организации «Наши дети» родители неговорящих детей-инвалидов. Волонтеры во главе с молодым, но уже известным программистом Иваном Бакаидовым, помогают детям обрести слово с помощью айтрекера. На днях Иван попал в тройку лидеров по версии журнала Форбс в номинации «Социальные практики». Попал, очевидно, неслучайно — он является разработчиком программ синтезации речи Linka.

Иван пишет под айтрекер — устройство, позволяющее с помощью взгляда управлять компьютером – программы, которые помогут детям, у которых отсутствует речь и не работают руки, развиваться и общаться с внешним миром. Это их реальный шанс.

Обычному здоровому человеку представить тяжело, каково это — не иметь возможности управлять своим телом и не иметь возможности говорить. Такие состояния бывают при ДЦП, различных синдромах и других заболеваниях, после серьезных травм. Использование айтрекера для таких людей существенно расширяет их шансы по установлению коммуникации с окружающими. Они уже могут сказать, что чувствуют, что их беспокоит, что они хотят съесть на ужин и хотят ли идти гулять.

Для тестирования волонтерам понадобилось само устройство, представляющее собой небольшую полоску, располагающуюся у основания монитора ноутбука и программное обеспечение к нему. Можно играть, решать задачи, писать тексты. Родители особых деток возлагают большие надежды на айтрекер — для них это возможность найти для своего ребенка удобный способ общения с миром.

Как происходит обучение? Вначале идет калибровка – айтрекер при помощи несложных манипуляций настраивается на глаза конкретного человека. Далее, в зависимости от возможностей можно играть, решать задачи или печатать текст. Фиксация взгляда на картинке заменяет нажатие кнопки. Смотрится это как фантастика, но работает безукоризненно. Главное, донести до ребенка зависимость между его взглядом и происходящим на мониторе. Среди неговорящих детей есть много ребят с сохранным интеллектом, для которых освоение подобной техники – минутное дело. В случае, если имеет место быть задержка развития, работать над освоением айтрекера придется дольше и упорнее, но волонтеры твердо верят, что результат будет у всех. Очевидно, что родители особых деток базовые потребностей своих малышей угадывают и без айтрекера, но внутренний мир каждого человека настолько богат, насколько и неизвестен. И попробовать раскрыть его теперь под силу!

Внедрение этого метода альтернативной дополнительной коммуникации является частью большого проекта под названием «Маяк: выход из социальной изоляции». Проект был поддержан Фондом президентских грантов в 1 конкурсе 2020 года.