Впервые в рамках фестиваля «Интермузей» обсуждалась тема участия людей с ментальными нарушениями 16+ в образовательных и творческих программах в музеях.


В этом году фестиваль «Интермузей» прошел в онлайн-формате. Частью его деловой программы стала секция, посвященная людям с ментальными нарушениями 16+ в музее. Ее работа основывалась на итогах проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы”, реализованного при поддержке Гранта Мэра. Эксперты обсуждали, зачем нужны занятия в музеях взрослым с ментальными особенностями, с какими сложностями сталкиваются сотрудники, не работавшие ранее с этой аудиторией, в чем особенность подготовки и проведения мероприятий, а также перспективы развития этого направления.

Модератор секции, основатель и директор АНО “Колесо Обозрения” Наталья Черкасова отметила, что у людей с ментальными нарушениями есть коммуникативные, сенсорные и поведенческие особенности, которые необходимо учитывать при формировании программ. В отличии от детей, которым идеально подходит семейный формат мероприятий, для взрослых люди с ментальными нарушениями важны: самостоятельное участие (без сопровождения родителей), возможность общения со сверстниками, самостоятельное выполнение заданий и творчества. 

В рамках проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы” был выбран следующий формат: цикл межмузейных занятий с одинаковой структурой встреч для инклюзивной группы (12 человек) состоящей из молодых людей с ментальными нарушениями и их сверстников-волонтеров. При этом родители могут сопровождать участников до музея, но не принимают участия в занятии. Особенностью проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы” стало активное участие экспертов РОО “Контакт” и БФ “Даунсайд Ап” Полины Богорад и Лады Талызиной в процессе адаптирования сценариев занятий, также по итогам каждого занятия эксперты давали обратную связь его ведущим. Для участников было разработано специальное пособие “Мой журнал”, которое использовалось как для подготовки к занятиям, так и для рефлексии после, запоминания информации, фиксации впечатлений.

Антонина Стейнберг, руководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом, член Совета по доступности Политехнического музея, эксперт проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы” отметила, что программ для людей с ментальными нарушениями 16+ крайне мало. По достижении совершеннолетия многие из них оказываются в изоляции, и их социальные связи ограничиваются только членами семьи, хотя они также нуждаются в общении и социальной включенности, как и каждый человек. При этом занятия в музеях улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуют социализации и обучению.  Антонина отметила, что недостаточно того, что у людей с ментальными нарушениями есть возможность индивидуального льготного посещения музея, им необходимы групповые занятия, которые играют важную роль в их социализации. 

Для того, чтобы посещение музея человеком с ментальными особенностями было комфортным,  необходимы систематические тренинги для всех сотрудников, взаимодействующих с посетителями. 

Наталья Погосян, заместитель директора Государственного музея – культурного центра “Интеграция”, говорила о необходимости внутренней координации между разными отделами музея для создания комфортных условий участникам занятий, а также о назначении ответственного сотрудника музея по работе с людьми с инвалидностью и размещении информации о доступности музея для людей с ментальными нарушениями на сайте. Экскурсоводы и методисты должны проходить обучение по адаптации занятий для людей с ментальными нарушениями и использовать полученные знания на практике. Наталья отметила положительное влияние участия посетителей с ментальными нарушениями в жизни музея, так как именно это делает музей инклюзивным.

Полина Жураковская, старший научный сотрудник Музея Москвы, отметила важность предварительной подготовки занятий для  молодых людей с ментальными нарушениями. Подготовка и проведение первого занятия помогли понять, как лучше составить маршрут экскурсии, каким образом учитывать коммуникативные и сенсорные особенности и личный опыт участников. Одним из важных результатов первого занятия стало снятие предубеждений в отношении методов проведения занятия и получение опыта,  что поможет в реализации подобных программ в дальнейшем.

Цикл занятий в рамках проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы” частично проходил в онлайн формате. Потребовалось время для того, чтобы сформулировать требования к такому формату, и продолжить цикл дистанционно – ни у музеев, ни у экспертов не было опыта проведения онлайн-занятий для людей с ментальными особенностями. 

Антонина Стейнберг отметила несомненные плюсы цифрового формата: 1) доступность любого музея из любой точки планеты, что важно для людей с разными финансовыми возможностями 2) поддержание дружеских связей и получение новой информации в периоды, подобные нынешней пандемии 3) поддержание навыков общения.

Минусы: 1) недостаток программно-аппаратного обеспечения (не у всех есть достаточно мощные компьютеры, или их нет вообще) 2) сенсорные аспекты: плохая слышимость, неподвижность, необходимость смотреть в камеру.

Онлайн занятия — хорошее дополнение к посещениям музеев и альтернатива личному присутствию в случаях невозможности добраться в музей по каким-либо причинам (плохое самочувствие, большая удалённость). Для лучшего эффекта имеет смысл сочетать оба формата занятий в музеях.

Все эксперты отметили необходимость дальнейшего развития программ для людей с ментальными особенностями, так как это положительно влияет как на создание инклюзивной среды в самих музеях и их месте в общественной жизни, так и на участников таких программ. В этом сотрудникам музеев могут помочь “Рекомендации по организации и проведению занятий для людей с ментальными особенностями”, которые были разработаны по итогам проекта “Колесо Обозрения: расширяя границы”. В ближайшее время рекомендации будут опубликованы на сайте www.kolesobzora.ru

«Колесо Обозрения: расширяя границы. Молодые люди с ментальной инвалидностью в музеях» — это проект, реализовали в 2019-2020 годах при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально-ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы и при участии пяти московских музеев: Московского музея современного искусства, ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева, Музея русского импрессионизма, Музея Москвы и экспертов двух некоммерческих организаций: РОО помощи детям с РАС “Контакт” и БФ “Даунсайд Ап”. Его цель — создание программы социализации и реабилитации молодых людей с ментальными расстройствами от 16 до 30 лет средствами культуры на базе музеев г. Москвы.