Аутизм, медиация, профилактика семейного неблагополучия: Институт допобразования приглашает НКО к сотрудничеству


Как распознать у ребенка аутизм и что делать дальше? Как работать с трудными семьями? Преподаватели Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (ИДПО) ищут ответы на эти вопросы вместе с экспертами некоммерческих организаций.

Что делать, если вы заметили у своего малыша странности в поведении и заподозрили расстройство аутистического спектра? Своим опытом на онлайн-занятии ИДПО поделилась Алина Ахметова, руководитель первой в России инклюзивной секции адаптивного фигурного катания для детей с диагнозом «аутизм» «Хрустальные пазлы», мама ребенка с аутизмом.

Неврологи считают, что до трех лет диагноз «аутизм» поставить невозможно. Тем не менее, уже на втором году жизни родители детей начинают замечать их непохожесть на сверстников. Если вас что-то беспокоит в поведении малыша, пугают его особенности, обратите внимание на следующие симптомы:

— Отсутствие любопытства, отказ от контакта с детьми и взрослыми. Обычно дети после года начинают активно реагировать на мир вокруг: животных, цветы, игрушки. Им интересно взаимодействовать с детьми старшего возраста, потому что у них многому можно научиться. Им все хочется потрогать, попробовать на вкус. Если ваш малыш не проявляет интереса к окружающему миру, стоит обратить на это внимание.

— Стереотипные, повторяющиеся действия.

-«Залипание» на определенных темах. Например, маленький ребенок может часами рассматривать буквы или цифры. При этом другие темы ему не интересны.

— Особая чувствительность к звукам.

Если к двум годам симптомы не прошли и вы утвердились в своих подозрениях, Алина Ахметова советует искать адекватную информацию о проявлениях диагноза и специалистов, которые подтвердят или опровергнут ваши подозрения. А еще — способы взаимодействия с ребенком и – обязательно! — родителей со схожими проблемами.

Кстати, специалисты московского ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» не менее настоятельно рекомендуют не терять времени и не ждать до трех лет – а организовать как можно более раннюю диагностику ребенка у врачей-педиатров, возрастных или клинических психологов, неврологов и психиатров. Неврологи и психиатры не ставят диагноз сразу не только детям, но и взрослым, что не исключает динамического наблюдения за состоянием ребенка и, если потребуется, медицинской коррекции.  И ранняя помощь, направленная на поддержку развития ребенка с каким-либо расстройством аутистического спектра, и ранняя диагностика делаются в рамках междисциплинарного совместного проекта по ранней помощи «Растем вместе» специалистами ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» и ДГКБ им. Н.Ф.Филатова.

5 правил, которые помогут маме ребенка с РАС выстроить свою жизнь: рекомендации Алины Ахметовой

— Не скрывайте диагноз. Отрицая особенности ребенка, мы как будто стесняемся его. Дети это всегда считывают.

— Не сравнивайте ребенка ни с кем, кроме него самого 1, 2, 3 года назад. У него наверняка есть успехи, которыми вы можете гордиться вместо того, чтобы с завистью наблюдать за успехами его сверстников.

— Не лепите из него то, что вам хочется, а исходите из его потребностей.

— Соблюдайте правила.

— Находите время для себя. Это необходимо, чтобы пополнять ресурс и продолжать заботиться о всей семье.

НКО и Институт дополнительного профобразования

«Онлайн-мастерские» ИДПО, где провела свой мастер-класс Алина Ахметова, — площадка, на которой специалисты разных направлений социальной работы делятся с коллегами опытом, знаниями и новыми практиками.

— Мы всегда рады видеть среди участников наших занятий представителей некоммерческих организаций, которые готовы рассказать о своих оригинальных методиках, — говорит и.о. директора ИДПО Наталья Лебедева. — На нашей онлайн-площадке уже выступили тренер медиативных программ, эксперт фонда «Иван-да-Марья» Елена Романова, директор реабилитационного центра «Турмалин», музыкальный терапевт Анастасия Бельтюкова, руководитель школы фигурного катания для детей с аутизмом «Хрустальные пазлы» Алина Ахметова. В ближайших планах – встреча с директором НКО «Елизаветинский сад для детей с ДЦП» Татьяной Мышатиной.

Наиболее востребованные практики ложатся в основу учебных программ Института. Уже сейчас некоторые курсы повышения квалификации частично или полностью ведут специалисты НКО. С Институтом сотрудничает центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»; курс по профилактике семейного неблагополучия реализуется в партнерстве с Таганским детским фондом и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, курс по сопровождению приемных семей – с благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам», курс «Реабилитация детей с ВИЧ» разрабатывался совместно с благотворительным фондом помощи детям с ВИЧ-инфекцией «Дети плюс».

— Мы намерены и дальше развивать наше сотрудничество с некоммерческими организациями, создавать вместе новые программы с тем, чтобы распространить их уникальные практики на работу государственных социальных служб, — рассказывает о планах ИДПО Наталья Лебедева.