Буллинг – не детская проблема: началась благотворительная акция #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА в поддержку детей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Российская благотворительная организация «Детские деревни – SOS» запустила на своем сайте акцию #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА в поддержку детей, которые сталкиваются с буллингом. Акция приурочена к 1 сентября – к началу нового учебного года.

Одна из проблем, с которой сталкиваются дети в школе – это буллинг (травля, задирание, унижение), последствия которого могут быть очень серьёзными и даже трагичными. Предотвращение травли детей в школе – одна из важных задач, с которой работают специалисты благотворительной организации «Детские деревни – SOS».

Не всем детям повезло в этом мире. Есть дети, которые познали жестокость, потеряли родителей, столкнулись с насилием, страданиями, бедностью. Они нуждаются в усиленной поддержке. Им необходима помощь, чтобы справиться с душевными травмами, адаптироваться в социуме, не отставать в учёбе от одноклассников. Особенно, если эти дети в школе сталкиваются с буллингом.

В ходе акции «Детские деревни – SOS» собирают средства, которые будут направлены на оплату работы психологов, социальных работников, логопедов и репетиторов с детьми из Детских деревень – SOS и с подопечными нашей программы профилактики социального сиротства. А также на работу специалистов Детских деревень – SOS с учителями, учениками и родителями – на образовательные программы для школ в 8 регионах России в течение всего учебного года.

Несмотря на то, что проблема буллинга распространена и масштабна, не существует точных и официальных статистических данных. В преддверии нового учебного года Детские деревни – SOS провели опрос детей и взрослых о распространении буллинга в школах. В исследовании приняли участники сторонники и подопечные организации, подписчики в социальных сетях, а также дети сторонников и подписчиков: всего 1220 взрослых и 272 ребенка. Исследование показало, что буллинг – это серьезная проблема, которая в той или иной форме касается почти всех детей.

Так, по данным опроса среди взрослых, 87% ответили, что сталкивались в своей жизни с травлей.

Чаще всего это происходило в школе – у 90% сталкивавшихся с буллингом. 45% сталкивавшихся с буллингом отмечают, что это происходило на улице; реже – в профессиональных и высших учебных заведениях, в интернете, в дополнительных кружках и секциях.

В роли жертвы буллинга побывали 47% из тех, кто с ним сталкивался, а вот в том, что сами были зачинщиками, признались лишь 13%. Очень часто люди вообще не реагируют на издевательства над другими и стоят в стороне: 71% сталкивавшихся с буллингом указали, что были в подобных ситуациях наблюдателями, и лишь 42% вступались за других жертв.

При этом участники опроса считают, что жертвой буллинга могут стать не только дети, выделяющиеся из общей массы (34% ответов), но и вообще кто угодно (78%).

42% опрошенных взрослых – родителей детей школьного возраста – сообщили, что их дети сталкивались с буллингом в школе.

Что же думают сами дети?

«У ребёнка, над которым издеваются сверстники, понизится самооценка, он перестанет доверять людям, верить в их доброту и бескорыстие. Именно с этими убеждениями он войдёт во взрослую жизнь, и ему будет очень трудно», – таков один из ответов детей – участников опроса.

Более половины (!) детей сообщили, что их самих, одноклассников или их друзей «донимали с особой настойчивостью» (56%).  В отношении себя это указали 21% опрошенных.

Как и во времена детства их родителей, самым распространенным местом травли детей всё так же остается школа: 68% случаев. На втором месте по «популярности» буллинга – интернет (29%).

Многим детям приходится прогуливать школу из-за травли – в этом признались 16%.

Как обстоят дела с доверием и решением проблем в школе?

В 46% случаев дети рассказывают о проблемах с одноклассниками взрослым членам семьи: мамам и папам, бабушкам и дедушкам. При этом учителям жалуются лишь 12%.

В большинстве случаев (66%) учителя, узнав о проблеме, помогали её решить, но в 33% случаев – никак не реагировали…

Радует, что лишь немногие учителя вели себя недостойно, смеясь над жертвами вместе с другими детьми (3%).

В последнем вопросе исследования детям предложили самим написать ответ на вопрос «Что вы посоветуете сделать взрослым, чтобы помочь детям, которым приходится тяжелее всего от насмешек?». Ответы были очень разнообразными, но каждый отметил, что детям нужна помощь взрослых.

Опрос «Детских деревень – SOS» показал, что проблема буллинга была актуальна многие годы назад и остается таковой сейчас. Дети, ставшие жертвами буллинга, и дети-агрессоры могут иметь серьезные, длительные проблемы. Буллинг, будучи одной из форм насилия, вредит не только жертве, но и свидетелям происходящего. Соответственно, проблема намного масштабнее, чем кажется с первого взгляда, и требует участия взрослых.

 

Благотворительная организация «Детские деревни – SOS» подготовила для родителей и детей различный полезный контент, который будет опубликован в течение всей акции на страницах организации в социальных сетях: Вконтакте, Facebook и Instagram. Вот несколько советов от специалистов организации родителям «Что делать, если ваш ребенок столкнулся с буллингом?»:

Поддержка

Дайте возможность ребенку быть услышанным, проявите внимание и заинтересованность. Лучше не давать советов и не расспрашивать, если он пока не готов все рассказать.

Главное, что ребенок должен услышать от родителя:

«Это не нормально!»,

«Причина не в тебе, ты не плохой человек»,

«Я на твоей стороне и сделаю все, чтобы помочь остановить травлю».

Помощь ребенку

Буллинг травмирует всех участников процесса. Ребенку, столкнувшемуся с травлей, может понадобиться помощь психолога. Родитель в этой ситуации тоже испытывает сложные и противоречивые эмоции. Мы рекомендуем родителю также обратиться за поддержкой.

Изменение ситуации

Остановить буллинг в классе можно, только привлекая классного руководителя, социального педагога и администрацию школы. Это системная и длительная работа по изменению норм и правил взаимодействия в классе, по созданию безопасной среды.

Для начала стоит обратиться к классному руководителю и сообщить о травле. Важно постараться поддержать педагога, не обвинять его. Чтобы остановить травлю родители, педагоги и дети должны объединить усилия и действовать в одной команде. Взаимные обвинения только усугубят ситуацию. Педагогу бывает непросто признать, что в классе есть буллинг. Постарайтесь собрать конкретные факты, которые помогут ему увидеть проблему.

Если классный руководитель не идет на контакт, вы можете обратиться к директору или отделу образования. Можно предложить школе подключать НКО к противодействию буллингу. В данном случае специалисты другой организации смогут стать дополнительным ресурсом для и так чрезмерно загруженных педагогов.

Если ситуация угрожает здоровью ребенка, вы можете забрать ребенка из школы и написать заявление в полицию. Это не самое эффективное решение, но иногда ситуация бывает слишком травматичной. В этом случае важно сначала позаботиться о безопасности, а уже потом думать о долгосрочных мерах. Это решение лучше принимать вместе с ребенком.

 

Информационные партнеры благотворительной акции #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА: медиа про образование и воспитание детей «МЕЛ», журнал «Домашний очаг» и онлайн-журнал для родителей «Первоклассные родители».