Вместе в онлайне и офлайне: состоялась IV Международная конференция «Фабрика пространств. Аудитория»


Люди и их предпочтения, модели общественных пространств и возможности их качественного изменения, стратегии развития работы с аудиторией и ее форматы – все это 14-15 октября обсудили сотрудники, руководители и идейные вдохновители культурных и общественных центров, музеев и библиотек на IV Международной конференции «Фабрика пространств» в центре «Благосфера». Событие проходило в совмещенном формате онлайна и офлайна, к трансляции подключилось более 500 человек.

На этот раз все лекции, презентации, бизнес-игры, практические дискуссии и мастер-классы были посвящены работе с аудиторией. Участниками конференции стали сотрудники, руководители и идейные вдохновители культурных центров, музеев и библиотек, общественных и соседских центров, коворкингов и арт-кластеров, некоммерческих организаций и фондов местных сообществ из разных городов.

Особое внимание на конференции было уделено актуальной теме взаимодействия во время карантина. Трек «Находки изоляции» был посвящен переходу в онлайн и успешным способам коммуникации с аудиторией в таком формате. Своими кейсами и советами поделились заместитель генерального директора по развитию Государственной Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш, исследователь «Револьт-центр» Надежда Гаврилова, арт-директор Центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский, руководитель креативного пространства «Квартал» Лев Филиппов и директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева.

«На волне всеобщего объединения в борьбе с вирусом наша миссия – знакомство людей с прекрасным – встала в полный рост. Ведь когда люди заперты в четырех стенах, и у всех свои проблемы, «окно» в музей – это то прекрасное, что может дать разгрузку и сделать жизнь немного лучше, – рассказала Татьяна Мрдуляш. – Мы уже давно работали в онлайне, но карантин вдохновил нас сделать что-то новое в этом формате и дал возможность попробовать то, что мы не успевали сделать раньше. И мы решили позвать на разговор звезду. Остановили свой выбор на Сергее Шнурове – он популярный персонаж, который к тому же отлично разбирается в искусстве. В результате видео с ним набрало более 800 тысяч просмотров, и мы получили «серебряную кнопку» на Youtube. А по итогам всего карантина мы удержали аудиторию и теперь также не наблюдаем ее оттока».

«Пандемия показала, как важна горизонтальная коммуникация, – заметила Надежда Гаврилова. – Общая беда захватила участников из разных городов, и если раньше многие не могли себе позволить купить билеты в другой город, найти время для поездки куда-то в рабочем расписании, то теперь мы используем возможность сделать какие-то вещи совместно онлайн, И здорово, что сегодняшняя конференция тоже транслируется онлайн – это находка, и она подчеркнула, как важна эта горизонтальная кооперация, та, на которой строится гражданское общество. Чем больше общения хорошего и разного, тем лучше!».

На конференции также был представлен уже полюбившийся многим участникам информационный сад, в котором по традиции ежегодно собираются самые интересные материалы общественных пространств. Но на этот раз у сада был необычный формат: в нем были только онлайн-материалы, которые стали популярны с связи с карантином и самоизоляцией. Флешмобы, игры, виртуальные экскурсии, челленджи и конкурсы – участники конференции увидели, как различные пространства старались виртуально привлечь посетителей, чтобы оставаться на связи с ними и скрашивать их время в самоизоляции.

Партнером трека «Дизайн для вовлечения» выступила Британская высшая школа дизайна. На нем куратор курса «Дизайн общественных интерьеров» БВШД Федор Ращевский объяснил, почему дизайн помогает вовлечь аудиторию, сделать пространство привлекательным и удобным, и дал советы, какие принципы надо учесть при обустройстве своего центра, библиотеки или коворкинга.

«Изначально программировать пространство необходимо вместе с людьми: проводить опросы, изучать данные – чтобы понять, что интересует их. Иначе у людей будет ощущение, что их «не выслушали», навязали что-то. Что-то «спущенное сверху» никогда не вызовет притяжения, — пояснил Федор. — Делайте ваше место доступным, чтобы в него легко было зайти, не нужно было стучаться в дверь и просить разрешения войти, это психологически отталкивает. Избегайте «украшательств»: хороший дизайн общественного пространства – функциональный, все элементы в нем должны служить какой-то цели. Делайте так, чтобы пространство дружелюбно «говорило» с посетителями: например, человека всегда больше располагают круглые формы. Старайтесь также сохранять домашнюю интимность в общественном пространстве: какие-то его части могут напоминать жилую квартиру, например, популярна визуальная связь с идеей гостиной – уединенные групповые места».

В рамках партнерского трека с группой компанией «Острова» состоялсяобразовательный интенсив «Методы организации сообществ в проектах общественных пространств». Один из спикеров трека, эксперт по комплексному развитию городских территорий с соучаствующим проектированием, генеральный директор группы компаний «Острова» Дмитрий Данилов, подчеркнул роль общественных пространств в жизни города: «Я уверен, что города смогут развиваться, когда будет достаточное количество городских инициатив. А для того, чтобы они создавались, важно находить единомышленников, делать это в команде. И общественное пространство – лучшее для этого место. Здесь может родиться новая идея, новый проект, потому что в нем встречаются люди с разными взглядами, но заинтересованные чем-то общим. Общественные пространства провоцируют нас выходить, встречаться с другими людьми, делать большие, маленькие или средние городские проекты. Это и определит, какой будет наша жизнь и наши города в будущем».

Партнером трека «Исследование аудитории» стало британское агентство The Audience Agency. На этом треке директор агентства Патрик Тоуэлл и руководитель отдела инноваций, политики и исследований агентства София Вудли объяснили представителям российских общественных пространств, почему и в благоприятные, и в нестабильные времена важно исследовать аудиторию, и рассказали, как лучше это делать.

«Мы не сможем одновременно решать все существующие проблемы, поэтому, чтобы получить качественные ответы, нам нужно сузить ту область, на которой мы будем концентрировать свои усилия, – объяснил Патрик Тоуэлл. – В какой области вы бы ни занимались проектированием, акцентируясь на культуре или другой сфере, везде можно провести исследования с привлечением своих клиентов. Мы сможем определить, что важно и ценно для людей, подкрепив это доказательной базой, например, жизнеспособности организации, и на основе этого сможем принимать решения»,

«Опросы – очень популярный метод. Но мы не можем всегда быть уверены в том, что наши респонденты – эксперты в нашей сфере, например, культурной или социальной, поэтому мы предпочитаем не задавать им специализированные вопросы, а спрашиваем их, скорее, об их стиле жизни. Попробуйте в галерее спросить посетителя не «что вы думаете об этом?», а «что вы делаете?». И вы узнаете о том, что важно и интересно человеку в данный момент», — поделилась София Вудли.

На практической дискуссии про сервисный дизайн и экономические модели среди участников также был иностранный эксперт – основатель проекта Happy Museum, исполнительный директор объединения музеев Дерби Тони Батлер (Великобритания). Он поделился со слушателями своим опытом, и некоторые проблемы показались сотрудникам российских общественных пространств знакомыми, другие же практики они решили взять на вооружение.

«Мне кажется, очень важно говорить сразу на многих уровнях, то есть смотреть, как что-то делается в маленьком российском городе, в большом российском городе, в других странах. Так мы понимаем, что у нас гораздо больше общего, чем разного: мы одинаково решаем в разных странах одни и те же вопросы и мы говорим на одном языке, даже если формально они разные, – рассказала руководитель отдела научно-методической и научно-исследовательской работы Библиотеки им. Н.А. Некрасова Мария Игнатьева. – Что я возьму в работу, так это практику соучастия. У нас часто посетитель выступает немного в пассивной роли, они приходят и получают что-то и формируют свое отношение к этому и все. Тони Батлер объяснил нам, что важно думать о конкретном человеке, переходить с экспертного на пользовательский уровень, представлять себя – я человек определенного возраста, бэкграунда, с определёнными запросами, и затем думать, что мое пространство и мои проекты могут дать такому человеку».

В рамках конференции также состоялась «НЕпервая фейл-конференция московских библиотек и не только», организатором которой выступает Центральная городская молодежная библиотека Светлова. Главная идея конференции: провал или неудача – это шаг на пути к успеху. Лишь тот, кто ничего не делает, не ошибается. Ключевыми мероприятиями, помимо лабораторий и выступлений экспертов, стал специальный перформанс о жизни организаторов в технике вербатим и шоу фейл-историй в жанре сторителлинг. Работники московских библиотек поделились с участниками конференции своим жизненным опытом, связанным с организацией мероприятий различного масштаба, и фейлами из рабочих будней. Все происходящее в Благосфере в этот день также транслировалось на Youtube.

V «Фабрика пространств» состоится в октябре 2021 года. Ее тема будет объявлена позже на официальном сайте конференции.

«В этом году наша конференция впервые прошла в таком необычном формате: одновременно и офлайн, и онлайн. Не может не радовать, что, несмотря на все сложности и ограничения, мы все равно нашли способ собраться, обсудить важные вопросы, и в итоге количество участников по сравнению с прошлыми годами только увеличилось. Можно сделать вывод, что карантин помог нам приобрести новые навыки, освоиться в «онлайне», начать делать еще более качественные события и легче привлекать людей из других городов и стран, — говорит директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская. – На конференции мы убедились, что наше сообщество общественных пространств «Фабрика пространств» сплотилось, по-прежнему готово поддерживать друг друга и делиться опытом. И активность экспертов, вовлеченность участников доказывают: общественные пространства играют все более важную роль в жизни общества, и мы делаем важное дело, объединяя их на «Фабрике пространств».

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply