Исследование фонда «Солнечный город»: почему так важно, чтобы с ребенком из детского дома рядом был близкий взрослый


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительный фонд «Солнечный Город» представил результаты исследования по итогам шести лет работы проекта «Наставничество», который реализуется совместно с фондами-партнерами в 13 регионах России.

Суть проекта заключается в индивидуальном сопровождении воспитанников детских домов взрослыми волонтерами-наставниками, которые помогают детям адаптироваться к самостоятельной жизни вне учреждения. 

Изначально проект был запущен в 2014 году во всех детских домах Новосибирской области. С 2017 года началась его реализация в других регионах совместно с фондами-партнерами. Специалисты «Солнечного Города» передают технологию работы, проводят групповые встречи (фонд-партнер постоянно поддерживают психолог и куратор), помогают в продвижении проекта и поиске наставников. За шесть лет существования проект вырос более чем в 10 раз и сейчас в нем принимает участие 455 пар «ребенок-наставник» в 13 регионах России.

Каждый проект, появляющийся в городах, уникален, но всех их объединяет общая цель – создать благоприятную среду для детей и найти как можно большему числу ребят старших друзей. Для этого фонд «Солнечный Город» основал Ассоциацию «Наставничества», призванную развивать, координировать благотворительные фонды и организации в разных регионах. Так можно не только передать свой опыт и разработанную методологию, но и создать единую базу наставников, вместе искать решение возникающих проблем, не допускать кризисных моментов и поддерживать новые проекты на каждых этапах их развития.

«Каждый регион включается в проект с разным «багажом». Кто-то уже пробовал самостоятельно реализовывать проект, у кого-то был опыт развития волонтерских движений, а кто-то в первый раз сталкивается с подбором и обучением добровольцев. Мы не можем просто дать им шаблон, и ждать, что технология начнет работать, поэтому мы стараемся взять каждого за руку и провести по пути запуска проекта, продвижения, обучения и сопровождения. За последний год к нам присоединилось 7 новых городов, заявки от фондов поступают регулярно, и мы рады бесплатно делиться тем, что умеем делать хорошо», – говорит Дарья Сапрыкина, региональный куратор проекта «Наставничество». 

Каждый год специалисты фонда «Солнечный Город» проводят оценку качества работы проекта по четырем параметрам: динамика развития, качество отношений наставника и ребенка, удовлетворенность участников проекта работой и текущие влияние на качество жизни ребенка. С 2019 года влияние наставников на жизнь детей исследуется через шесть основных сфер: отношения с другими людьми, материально-бытовая сфера, личностное развитие и самореализация (учеба, работа, хобби), психологическое состояние и настроение ребенка, здоровье и забота о собственном теле, ценностные ориентиры. Акцент на этих шести сферах продолжился и в 2020 году. 

В исследовании принимали участие дети, наставники и сотрудники детских сиротских учреждений 7 регионов – тех, которые участвовали в проекте более года. Всем трем группам кураторы и психологи проекта задавали одни и те же вопросы, а позже их ответы сопоставлялись.

Один из показателей оценки проекта – уровень доверия между ребенком и взрослым. По итогам анкетирования участников, средний бал этого параметра по всем регионам с точки зрения детей – 9 баллов (где 10 баллов – максимальная оценка), по мнению наставников – 7,4 балла, а сотрудников детских домов – 8 баллов. Психологи проекта отмечают, что наставники в значительной степени занижают уровень доверия в парах и своего влияния на подопечного. При этом, 97% наставников и 96% детей отметили, что хотят продолжить общение.

Не менее важный показатель – то, как наставник влияет на жизнь ребенка “здесь и сейчас”. Результаты исследования показали, что присутствие неравнодушного взрослого в жизни ребенка, проживающего в детском доме, в значительной степени влияет на его психологическое состояние, взаимоотношения с другими людьми, а также личностное развитие и желание самореализоваться. Эти сферы лидировали в ответах всех трех групп респондентов.

По мнению детей три основные сферы влияния – это психологическое состояние (61%), ценностные ориентиры (57%) и отношения с другими людьми (50%). У наставников – психологическое состояние (66%), отношения с другими людьми (65%) и ценностные ориентиры (52%). А у сотрудников учреждений – психологическое состояние (81%), личностное развитие (48%) и отношения с другими людьми (47%)

«Значение и влияние семьи или значимого взрослого в жизни каждого ребенка невозможно переоценить. Существует гипотеза, что если у ребенка есть один значимый взрослый, которому он доверяет, то он всегда сможет обратиться к нему за помощью, потому что знает: его всегда примут, помогут словом и/или делом. Мы очень надеемся, что у проекта большое будущее, потому что видим потребность в наставниках у детей и получаем отклики из тех городов, где проекта еще нет. Технология проекта и результаты в парах позволяют нам быть уверенными в том, что мы всей командой специалистов делаем очень важное и нужное для детей и всего общества дело», – отмечает Анастасия Землянова, куратор проекта «Наставничество» в Новосибирске.

Справка:

Детский благотворительный фонд «Солнечный город» с 2007 года реализует системные долгосрочные программы и проекты для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня фонд эффективно объединяет усилия многих сотен людей. За 13 лет около 35 000 людей поддержали благотворительные проекты и акции Фонда. Из средств, привлекаемых Фондом, финансируется труд нескольких десятков специалистов, работающих с детьми в детских домах и с приемными семьями, в 14 регионах страны; инициируются, организуются и поддерживаются долгосрочные программы помощи; проводится обучение специалистов и модернизация интернатных учреждений на «семейно-ориентированную модель». За годы существования более 30 тысяч детей получили помощь.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий