Я отношусь к таким людям, которые заряжаются энергией, отдавая ее другим


Волонтеры проекта «Шаг навстречу» рассказали о поддержке детей-сирот с ментальными нарушениями. Большая часть занятий из-за пандемии проходит в онлайн-режиме.

«Перед знакомством мне дали посмотреть видео, где Миша немного рассказал о себе по наводящим вопросам. У меня было только одно опасение, что человек мне просто не понравится. Такое бывает в жизни, каких-то особых причин даже не назовешь. Я включила запись и сразу подумала, что мы поладим».

Юлия Литвинова – волонтер, участвующий в программе «Мы вместе» в рамках проекта «Шаг навстречу», которую при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» реализует добровольческое движение «Дорогами добра». Мероприятия помогают детям-сиротам социализироваться и адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. Юлия стала наставником воспитанников Черноусовской школы-интерната.

«Насчет формирования социальных навыков пандемия, конечно, добавляет препятствий. Видеться с ребятами нельзя, куда-либо выезжать тоже, приходится все делать онлайн. Некоторое время я прощупывала почву, расспрашивала Мишу о том, что он знает и умеет, что может приготовить из еды: пошагово обсуждали рецепты, как ухаживать за растениями в огороде, какие есть виды общественного транспорта. Миша довольно хорошо читает и пишет, на «ты» со смартфоном: делает фотографии, считает на калькуляторе, скачивает и слушает музыку, а также активно пользуется соцсетями».

Чтобы следить за балансом и контролировать подписки, избегая платные, Юлия Литвинова помогла установить на телефон подопечного специальное приложение.

«Юля мне во всем помогает. Она очень хороший друг. Мы общаемся на любые темы, я рассказываю ей о своих эмоциях и настроении», — делится воспитанник Черноусовской школы-интерната Миша.

Каждые выходные Юлия Литвинова проводит для подопечных школы-интерната онлайн-занятия. Темы самые разные – жизнестойкость, тайм-менеджмент, финансовая грамотность. Последнее направление, делится Юлия, ребятам пока дается сложно.

«В планах занятия по технике безопасности в быту, на тему вредных привычек и личных границ. Вопросы подбираем по ходу общения – все то, что актуально для детей на данный момент», — добавляет Юлия.

Проект поддержки детей-сирот с ментальными нарушениями стартовал в Свердловской области в апреле этого года. Волонтеры прошли специальное обучение, чтобы оказывать системную долговременную помощь каждому ребенку. Результат, по словам куратора и психолога проекта Вероники Васильевой, более, чем эффективный.

«Индивидуальное взаимодействие взрослого с ребенком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а именно в таких условиях находятся все живущие в детских домах, это наиболее эффективная форма помощи и поддержки. Ребенок в таком взаимодействии учится строить отношения, доверять определенному человеку, а постепенно остальным людям и миру в целом, может делиться своими радостями и проблемами, получать дружеский совет и психологическую поддержку, которую зачастую сотрудники учреждения не могут дать в силу своей занятости. Ведь ребят в детском доме много. И уже только после того, как подопечный будет испытывать к волонтеру доверие и дружеские чувства, он сможет и будет готов воспринимать ту полезную информацию об окружающем мире, те важные знания о социуме, которые ему даст наставник в ходе общения».

Как только в регионе снимут ограничения, связанные с коронавирусом, волонтеры смогут регулярно приезжать в Черноусовскую школу-интернат, чтобы лично общаться с детьми и проводить мероприятия, направленные на социализацию. Пока же связь с подопечными добровольцы поддерживают в мессенджерах и по видеосвязи. Юлия Литвинова признается: в проекте я потому, что отношусь к таким людям, которые заряжаются энергией, отдавая ее другим.

*Имя ребенка изменено.