Образование детей в трудной жизненной ситуации: какую роль в жизни детей может сыграть репетитор.


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Согласно Википедии «репетитор» (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — это преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам. 

Давайте обратимся к истории, чтобы понять, откуда же пришла к нам культура репетиторства.

Частное репетиторство практиковалось ещё два тысячелетия назад! Например, Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель — молодого Александра Македонского. Так что репетиторство — это действительно очень древняя практика. 

В России репетиторство зародилось вместе с учреждением высших учебных заведений, то есть для нашей культуры это достаточно молодая модель обучения, и, тем не менее, очень популярная. Первыми репетиторами были гувернёры: они занимались не только образованием, но и воспитанием детей. В наше время их роль выполняют тьюторы, проводящие с детьми несколько больше времени и состоящие с ними в более доверительных отношениях. Ведь для нас привычнее, что репетитор — это человек, уделяющий час или два своего времени, которые полностью посвящены образованию.

А что же сегодня?

На сегодняшний день около 30% школьников пользуются услугами репетиторов, а почти половина из них — это старшеклассники, готовящиеся к сдаче экзаменов и поступлению в профильные учебные заведения. Потребность в репетиторах возросла с внедрением системы ОГЭ и ЕГЭ: детей теперь целенаправленно готовят к экзаменам практически с младшей школы, наращивая нагрузку к выпускному.

Такие меры поддержки обусловлены высоким ритмом современной жизни и занятостью родителей: не всегда есть время проверить уроки, да и с объяснением школьной программы у многих из них возникают сложности.

А если у ребенка нет семьи?

Проблема успеваемости остро стоит не только у детей, воспитывающихся в семьях. Дети, живущие в сиротских учреждениях, зачастую поставлены в ещё более неудобное положение. 

Нам известен реальный кейс ребенка, попавшего в приют после длительных скитаний на улице. К 12 годам он закончил только 1 класс, но благодаря методичной работе репетиторов, поддержки со стороны взрослых и, конечно, собственному желанию, мальчику удалось не только догнать школьную программу по возрасту, но и поступить в престижный лицей. 

Вообще проблемы с учебой у детей со сложностями в жизни копятся годами. В результате может получиться так, что ребёнок не только не готов к выпуску из школы, но и тем более к поступлению. Помощь репетиторов сложно переоценить: такие педагоги нужны всем детям вне зависимости от того, где они воспитываются — в семье или в государственных учреждениях. 

Как помочь с учебой детям-сиротам?

Благотворительная организация «Мята» не первый год успешно реализует проект «Репетиторы-волонтёры для детей в трудной жизненной ситуации». Он охватывает не только детей, которые находятся в детских домах, но и тех, кому непросто живётся в кругу семьи. Благодаря проекту дети подтягивают знания по необходимым предметам и получают шанс продолжить образование в желаемых учебных заведениях. Волонтёры-репетиторы помогают не только справиться со школьной программой, но и готовят ребят к сдаче экзаменов и поступлению.

В 2020 году в силу обстоятельств проект смог успешно перейти в онлайн формат. При помощи партнеров и спонсоров БО “Мята” учреждения были оснащены необходимым оборудованием для немедленного продолжения учебного процесса. Таким образом, несмотря на введенные ограничения и запрет на посещение детей, уроки были продолжены, дети, повысив в среднем свои оценки на 1-1,5 балла, благополучно закончили учебный год. 

На данный момент проект реализуется в 18 учреждениях Петербурга как в очном формате, так и в формате онлайн. И, конечно, это далеко не все школьники, которым требуется такая поддержка. БО «Мята» с радостью готова делиться своим опытом и знаниями в этом направлении, чтобы ещё больше детей смогли стать чуть ближе к своей мечте. Также проект приглашает к сотрудничеству педагогов по школьным предметам: ваши знания и опыт действительно могут менять жизни! 

По вопросам партнёрства, поддержки и тиражирования проекта обращайтесь по электронной почте info@justmint.ru.

Контактное лицо: Александра Российкина, 8(915)410-20-19

Справка об организации

Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Мята» работает с 2014 года.

Наша миссия – развитие, поддержка и социализация детей в  трудной жизненной ситуации за счет реализации комплексных программ образования и профориентации.

За 6 лет работы в программах «Мяты» приняли участие более 2000 детей из 18 учреждений для детей-сирот и других категорий детей в трудной жизненной ситуации. 

 На базе организации реализуется 4 программы, направленные на социализацию и профориентацию детей.