К чему готовиться НКО? 7 трендов 2021 года — мнение социолога Анны Яковлевой


До Нового года осталось совсем чуть-чуть. Уходит неожиданный и тяжёлый 2020. Каким будет следующий 2021? В этой статье Анна Яковлева, социолог, специалист по соц.проектированию, экс-руководитель НКО и основатель образовательного проекта pishemgrant.ru, рассказала о будущих трендах.

1.Год, когда продолжится переформатирование НКО-сектора

Для того, чтобы участвовать в некоммерческой / социальной активности, больше не нужна официальная организация. Сила — в местных сообществах. Инициативные проекты и группы двигаются общими ценностями и мотивацией людей.

Этому тренду уже лет пять. Но именно в пандемию он перешёл на новый, необратимый уровень. И проявился не только в крупных городах.

2.Год, когда продолжится рост государственной поддержки НКО

Средства гос.поддержки НКО на федеральном и на региональном уровнях продолжат увеличиваться. Но одновременно с этим будет нарастать и конкурентная борьба за них.

С одной стороны, будут упрощаться формальные требования и процедуры. С другой стороны, возрастут требования к уровню заявок, что потребует от НКО сильной прокачки навыков грантрайтинга.

С другой стороны, будут усиливаться и программы поддержки «по спискам», в т.ч. антикризисной. Поэтому «быть в реестрах» станет жизненно важным.

3.Год, когда усилятся программы инфраструктурной поддержки НКО

До пандемии было практически не возможно представить, что какой-либо фонд будет поддерживать организационное развитие НКО. Сейчас таких грантовых конкурсов уже несколько. И будут появляться ещё — прежде всего, у частных фондов.

Это сильнейший инструмент развития НКО-сектора. Потому что даже подготовка заявки на такой конкурс требует хорошего стратегического планирования.

4.Год, когда онлайн станет совсем нормой

Да, наша новая реальность — это онлайн. Программы, услуги, коммуникации, фандрайзинг — всё теперь там, и уже не будет прежним.

Адаптация к текущей реальности — это, прежде всего, способность быстро осваивать и внедрять онлайн-технологии. От команд НКО требуется технологическая подготовленность — и в плане оборудования, и в плане навыков. И это станет фактором конкуренции внутри НКО-сектора.

5.Год, когда сократится цикл «действие — обратная связь — действие»

Внешняя ситуация меняется очень быстро. Сейчас необходимо быть «на связи» со своими благополучателями и уметь быстро выявлять актуальный запрос и отвечать на него. Благодаря этому будущий год может стать прорывным для развития мониторинга и оценки в НКО. Только не больших неповоротливых программ с серьёзной экспертизой, а легких инструментов на каждый день.

6.Год, когда без информационной открытости никуда

Роль информационной открытости повышается и при участии в грантовых конкурсах, и при сборе пожертвований, и при развитии волонтёрских инициатив. Нет в интернете — значит нет.

И это уже не будет уровнем «сделаем сайт-визитку». Информационная открытость сейчас — это про онлайн-коммуникацию. Быть в доступе и общаться со своими благополучателями, донорами, последователями, интересующимися. А будет ли это группа в ВК или канал в Telegram — не столь важно.

7.Год, когда не получится не учиться

Разработка стратегии, развитие услуг, сбор обратной связи, мотивация команды, использование технологий, грантрайтинг и многое другое — всё это сферы, где необходимо обучение прямо сейчас.

Теоретические курсы уступят место коротким, интенсивным практическим программам. В формате «изучил — внедрил — получил и оценил результат». И это обучение онлайн, конечно же. Доступное в любое время и в любом регионе.

2020 был не простым для НКО. Но он запустил тренды развития, которые сделают сектор более сильным и профессиональным.