Банк лучших образовательных практик


Фонду поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение» в 2021 году исполняется четыре года. Он был основан по инициативе Губернатора Свердловской области в 2017-м. В 2020 году был создан региональный Центр выявления и  поддержки одаренных детей по модели «Сириуса», оператором которого стал Фонд «Золотое сечение». Уже год Фондом руководит Инна Денюш. Она рассказала о результатах работы, проектах и планах.

  –  Инна Казимировна, какие событиях 2020-го стали самыми яркими?

 – Безусловно, главным для нас стало создание Регионального центра.  Год был ярким, интересным, сложным. Мы многому научились, отвечали на вызовы, запускали новые проекты. Освоили дистант и режим обсервации. В Загородном образовательном центре «Таватуй» провели более 50 образовательных программ, в которых участвовали свыше 1500 школьников Свердловской области.

Если говорить, о наших образовательных интенсивах, особенно хочется отметить региональную «Космическую программу: выход на орбиту» – направление «Наука». Мы получили колоссальный опыт организации сложного и интересного интенсива на региональном уровне. Сотрудничали с федеральными партнерами, открыли много нового для себя и для наших обучающихся.

Еще одно направление – «Спорт». В этом году мы провели образовательные программы для фигуристов, шахматистов, детских хоккейных команд Свердловской области. Приятно отметить победу наших выпускниц – участниц команды «Юность-юниоры», которые завоевали золото на Всероссийских соревнованиях по синхронному катанию «Кубок Урала». Фонд стал одним из организаторов сразу трех турниров по фигурному катанию, которые прошли в ноябре в Екатеринбурге.  К сожалению, в связи с эпидемиологической обстановкой соревнования прошли без зрителей, но они надолго запомнятся участникам и организаторам. В декабре стартовал Областной этап Всероссийского турнира по хоккею «Золотая шайба» имени знаменитого тренера Анатолия Тарасова. Фонд – один из соорганизаторов этих масштабных соревнований, в которых примут участие более 100 хоккейных команд.

В 2020-м году мы запустили Школы олимпиадной подготовки, провели несколько проектных программ по журналистике, комплексному развитию территории. Обучающиеся подготовили много интересных работ. Например, школьники из Краснотурьинска в качестве якорного проекта для развития своего муниципалитета предложили организовать международный фестиваль, посвященный изобретателю радио Александру Попову.

Каждое событие, программа Фонда – уникальный проект, задачи которого – выявить способности детей и помочь им реализоваться. Когда мы видим успехи наших учеников, то понимаем, что работаем не зря.

 – Как Фонд выявляет и поддерживает обучающихся?  

 – Прежде всего мы создаем программы, которые реализуем в Загородном образовательном центре «Таватуй». Отбор обучающихся – один из инструментов выявления талантов. В конкурсе принимают участие школьники со всей Свердловской области.  Фонд также является региональным оператором проведения Всероссийской олимпиады школьников. Для тех, кто хочет изучать отдельные предметы углубленно и участвовать в олимпиаде мы проводим Школы олимпиадной подготовки. В них могут принять участие те дети, у которых уже есть определённые достижении. Например, победа в школьном или муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Так, в «Таватуе» прошли интенсивы по олимпиадной биологи, химии, физике математике, информатике, экономике, астрономии. В них приняли участие более 300 обучающихся. В школах муниципалитетов региона мы организовали очную подготовку, а также провели дистанционные курсы по подготовке к ВсОШ. Дети участвуют в олимпиадах, а после этого попадают к нам на программу подготовки к региональному этапу олимпиады, которая пройдёт в январе. Затем мы проведем программу по подготовке к заключительному этапу. Стараемся сделать все, чтобы обучающимся было интересно. Для этого привлекаем лучших педагогов.

 – Можно ли обучаться на ваших программах в течение года?

  – Конечно. Уже сейчас в учебно-лабораторном корпусе на Опалихинской, 18 в дистанционном формате ведется проектная деятельность по робототехнике, прототипированию и беспилотным летательным аппаратам. Занятия стартовали в дистанционном формате, что связано с эпидемиологической ситуацией, но, если ситуация изменится, то мы готовы вернуться к очному обучению. Курсы продлятся до конца мая 2021 года. Многие наши обучающиеся, помимо участия в программах Фонда, ездят на программы «Сириуса». Для того чтобы усилить их конкурентоспособность, мы планируем организовать дистанционные курсы, по которым можно будет учиться круглогодично. Также мы организуем участие детей в событиях регионального и федерального уровня. Поддерживаем школьников, которые готовятся к интеллектуальным и творческим конкурсам.

О том, что у нас это получается, свидетельствуют истории успеха наших учеников не только на программах, но и в других мероприятиях. Школьники учатся в Фонде, приобретают полезные знания и навыки и применяют их. Так, например, совсем недавно двое наших выпускников стали победителями Всероссийского конкурса для 11-класников «Большая перемена». На нашем сайте мы ведем проект, посвященный нашим выпускникам, рассказываем об их достижениях и победах.

 – Вы сказали, что стремитесь сделать обучение интересным, поэтому приглашаете лучших педагогов? Расскажите о команде Фонда «Золотое сечение».

– Наша главная ценность – дети. Сейчас команда ещё находится на стадии становления, но все те, кто работает в Фонде – высокопрофессиональные сотрудники. У нас замечательные кураторы, которые работают на программах в «Таватуе». Преподаватели –  эксперты и разработчики олимпиадных заданий, победители профессиональных конкурсов, сетевые партнеры Фонда. Мы приглашаем специалистов и инженеров предприятий, которые умеют и хотят работать с детьми.  Наши педагоги стремятся развивать не только интеллектуальные способности школьников, но и личностные качества, социальный интеллект.

Всех педагогов утверждает экспертный совет. Мы постоянно информируем педагогическое сообщество о программах, которые запускает «Сириус». Для того чтобы попасть на эти программы, нужна рекомендация от регионального центра. Мы направляем на обучение педагогов, с которыми Фонд планирует сотрудничать. Информация о курсах для преподавателей размещается на сайтах «Сириуса» и Фонда. Так, например, преподаватели космической программы прошли курсы в «Сириусе», а также у наших федеральных партнеров – компании «Лоретт».

В планах – получение лицензии на дополнительное профессиональное образование для педагогов. В следующем году будем разрабатывать свои собственные программы для преподавателей и проводить обучение, в том числе на базе нашего Загородного образовательного центра «Таватуй».

–  Выше Вы отметили, что Региональный центр был создан по модели «Сириуса». «Сириус» обучает школьников по направлениям: наука, искусство, спорт. У Фонда «Золотое сечение» одно из направлений – «Промыслы». Расскажите, в чем уникальность этой программы?

 – Да, промыслы – это наш уникальный продукт. «Сириус» приветствует и поддерживает самобытность региональных центров. В Свердловской области большое внимание уделяется развитию художественных промыслов. Разработан целый комплекс мер поддержки отрасли. Народные промыслы – это преемственность поколений, развитие духовных связей и поддержание традиций. Школьники занимаются ручным гладким ткачеством, художественной обработкой камня, ювелирным искусством, лаковой росписью по металлу, гончарным мастерством. На занятиях дети развивают художественный вкус, креативность и овладевают уральским прикладным творчеством. В «Таватуе» мы также организуем мастер-классы по промыслам для участников всех направлений. Они пользуются большой популярностью. Ребята, которые занимаются олимпиадной подготовкой, проектной деятельностью, музыканты, литераторы могут научиться работать на гончарном круге, посидеть за ткацким станком, освоить секреты уральской росписи.

После завершения программы школьники получают готовое портфолио. Демонстрируют свои работы на выставках в художественных школах и детских школах искусств области.

– Ваши образовательные программы в «Таватуе» рассчитаны на 10-14 дней, что можно успеть за такой короткий срок? Что меняется для школьников после завершения обучения?

– Да, это так. Программы разработаны с учетом того, что обучающиеся усваивают определенный объём знаний или создают конкретные проекты.

Так, например, участники программы «Журналистика большого города» разработали проект по созданию мультимедийного городского информационного портала. На проектных программах по комплексному развитию территорий учащиеся презентуют готовые продукты по развитию своих городов. Так, например, школьники из Серова предложили свое видение территории города, – как центра работы с юными металлургами, предлагали решения по развитию парковых зон, разрабатывали стартапы по производству новой экопродкции, планировали проведение городских квестов. Не менее интересно участники подошли к развитию Богдановического городского округа. Они предложили проекты по реновации хрущевок, организации пешеходных дорожек и велозон. Участники интенсива по направлению «Хореография» –  коллектив L’ABEILLE –  во время программы в «Таватуе» проходили теоретическую подготовку, занимались групповой и индивидуальной работой. Итогом обучения стали творческие постановки.

Ученики «Школы олимпиадной подготовки» готовятся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников. Изучают фундаментальный материал, а затем закрепляют его – решают различные кейсы и задачи.

Если бы тогда, когда Вы были ребёнком, Вам бы предложили пройти обучение по одной из программ Фонда, какую бы Вы выбрали?

  – В детстве я больше любила спорт, различные творческие кружки. Гуманитарное направление мне ближе, чем естественно-научное. Скорее всего, я бы выбрала проектные программы – журналистику, школу лидерства, литературное творчество.

 – Большинство Ваших программ проводятся в «Таватуе», а сам Фонд работает в Екатеринбурге, каково процентное соотношение детей из города и областных муниципальных образований на Ваших программах? Как попасть на обучение?

– Все правильно. Региональный центр расположен в столице Урала. На всех программах соотношение участников из Екатеринбурга и области разное. Все зависит от того, кто заинтересовался, подал заявку и прошел отбор. Мы предоставляем равные возможности для всех.  Ограничения связаны только с возрастом. На программы в «Таватуе» мы принимаем школьников от 8 до 17 лет. Чтобы пройти отбор, обучающимся нужно выполнить тесты, задания, предоставить портфолио своих работ, дипломы, грамоты об участии в олимпиадах и конкурсах. Составить мотивационное письмо. На сайте Фонда представлена информация по образовательным курсам, интенсивам, различным событиям, а также условиям участия в них. Также мы публикуем новости партнеров, информацию о проектах, конкурсах, олимпиадах федерального и регионального уровня и, конечно, о программах Образовательного центра «Сириус».

Фонд «Золотое сечение» транслирует лучшие образовательные    возможности и треки, которые существуют в регионе и на федеральном уровне.

 – Вы говорите, что дети проходят процедуру отбора на программы Фонда? Значит ли это, что «Золотое сечение» создаете некую закрытую среду, куда попадают только лучшие. Обычные дети могут получить доступ к вашим образовательным практикам?

– Нет, я не соглашусь с такой трактовкой. Хочу ещё раз подчеркнуть – мы открыты, доступны для всех. В отборе на программу может принять участие любой ребёнок. Есть программы, где не требуется предъявлять индивидуальные достижения – достаточно пройти тестирование и подготовить мотивационное письмо. Конечно, нам важно знать, кого мы обучаем. Если ребенок хочет знать больше, нацелен на результат и стремится побеждать, то мы готовы сделать все для того, чтобы помочь ему реализоваться.  Мы предоставляем возможность попробовать себя в разных направлениях. Есть дети, которые уже побывали на нескольких наших программах.  Мы надеемся, что каждый, кто прошел обучение в «Золотом сечении», вернется в свои города, школы и поделится впечатлениями с друзьями и одноклассниками, и они тоже захотят принять участие в наших интенсивах.

Кроме того, открытость Фонда демонстрирует стремление к интеграции с образовательными учреждениями региона. Команда Фонда открыта к партнёрскому сотрудничеству по развитию региональной системы работы с одаренными школьниками. Мы стремимся развивать сетевое взаимодействие с организациями общего, дополнительного, среднего профессионального образования, учреждениями культуры, спорта, общественными организациями. Поддерживаем инициативы, предложения от наших действующих и потенциальных партнеров. На сайте есть раздел обратная связь, контакты наших сотрудников, руководства. Надеемся, что в новом году наша команда пополнится яркими представителями научных, исследовательских организаций, педагогами, новыми корпоративными бизнес-партнерами.

С кем вы сотрудничаете сейчас? Расскажите о партнерах, с которыми уже выстроена работа?

 –Как я уже отметила, мы открыты к обмену опытом. Стараемся аккумулировать лучшие образовательные практики, чтобы они также стали доступны детям, которые приходят учиться к нам. Так, например, мы сотрудничаем с Дворцом молодёжи – флагманом дополнительного образования в Свердловской области. Наши партнеры – все, кто заинтересован в развитии талантливой молодёжи региона, кто хочет вырастить профессиональные кадры или принять на обучение замотивированных абитуриентов. Это вузы, организации среднего профессионального образования, бизнес, промышленные компании, ведущие предприятия в различных отраслях. Мы работаем над реализацией совместных проектов, интегрируем наши возможности с опытом, технологиями и направлениями деятельности наших партнеров. Они преподают на наших программах, выступают экспертами проектов, судьями конкурсов, соорганизаторами программ, курсов и событий.

Конечно, за время нашей работы уже сформировался определённы пул постоянных партнеров. Вместе с этим мы открыты для сотрудничества и продолжаем расширять партнерские связи. Вектор работы с партнерами определяется направлением образовательной деятельности. Так, в космических программах мы сотрудничаем с НПО автоматики им. академика Н. А. Семихатова и АО «ОКБ «Новатор». Партнером программы «Основы станковой живописи» и «Печатная графика» стало Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра. На программах по хореографии мы сотрудничаем с Уральским хореографическим колледжем. По программам естественно-научного цикла – с УрФУ. Среди наших партнёров по спортивному направлению – Федерации шахмат, фигурного катания на коньках, хоккея Свердловской области. Программы в области «Искусство» проходят при поддержке Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Гуманитарного университета.

Мы активно развиваем взаимодействие со школами области – ведем работу по интеграции общего и дополнительного образования. Так, в этом году на базе нескольких школ Свердловской области проводятся курсы по подготовке ко Всероссийской олимпиаде школьников по программе Фонда «Золотое сечение» – «Олимпиадный прорыв».

Мы стремимся стать банком лучших образовательных практик и возможностей, применять все то, что уже опробовано и позволяет достигать лучшего эффекта.

 – Расскажите, как сотрудничаете с ведущим образовательным центром России? Ваши выпускники участвуют в программах «Сириуса»?

– Конечно, «Сириус» – наш главный партнёр. Первое и самое главное –это то, что мы реализуем наши образовательные программы по модели «Сириуса». Второе – Фонд стал оператором регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2020-21 году.  Заявки на региональный трек вместе с научно –исследовательскими проектами принимаются до 28 февраля 2021 года. Участвовать в конкурсе могут школьники 7-11 классов и студенты 1,2 курсов организаций среднего профессионального образования. Победители регионального этапа смогут принять участие в отборе на финал конкурса «Большие вызовы». А победители финала войдут в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, и смогут претендовать на участие в программах «Сириуса» и Фонда «Золотое сечение». Надеюсь, что среди участников финальной программы в «Сириусе» будут победители регионального этапа конкурса.

Наши выпускники – это дети с высокоразвитым познавательным интересом. Они готовы постоянно узнавать что-то новое, не боятся пробовать себя в различных направлениях. На наших программах они не только проходят углубленную подготовку по отдельным предметам. Ребята учатся работать в команде, развивают коммуникативные и лидерские качества. Главное, повторюсь, – не бояться и быть уверенными в своих силах.

Мы ежемесячно сопровождаем 10-15 школьников, которых приглашают на программы «Сириуса». Это тоже одно из направлений нашей деятельности.

 – Вы много рассказали про обучение в «Таватуе», какие еще образовательные площадки есть у Фонда «Золотое сечение». Расскажите об инфраструктуре –что есть сейчас и что появится в ближайшее время?

– В нашем распоряжении несколько объектов. Самый главный, конечно, Загородный образовательный центр «Таватуй» – региональная инновационная площадка дополнительного образования. В инфраструктуре центра большой учебно-лабораторный комплекс, клуб-столовая с зоной коворкинга, актовый зал на 200 человек, комфортабельные спальные корпуса. Есть танцевальная площадка, футбольное поле, открытые площадки для баскетбола, волейбола и других видов спорта. В «Таватуе» мы проводим не только образовательные интенсивы для школьников. Организуем выездные сессии для представителей образовательных организаций со всего региона.  У нас есть учебно-лабораторный комплекс на Опалихинской, где расположены лаборатории робототехники, беспилотных летательных аппаратов, прототипирования и VR, больших данных и интернет-вещей. Здесь уже ведутся занятия со школьниками в дистанционном формате.

Главным событием нового года станет открытие Центра на Ясной, 5. Там разместятся учебные классы, научно-исследовательские лаборатории, оснащенные самой современной техникой. К примеру, изучать анатомию школьники будут при помощи интерактивного стола «Пирогов». Это позволит нам развивать партнерские программы с Уральским государственным медицинским университетом, чтобы обучающиеся смогли пройти профориентацию ещё в школе.

 – Вы упомянули про новый год. До самого долгожданного праздника осталось несколько недель, что Вы пожелаете коллегам, партнерам, школьникам?

– В конце года принято подводить итоги, строить планы на будущее. Все мы научились чему-то новому – отвечать на вызовы, адаптироваться к обстоятельствам, меняться и перестраиваться. Новый год – это новый старт. Пусть самые смелые наши планы станут реальностью.  Благодарю коллег за работу, – вместе мы многое можем, ведь уходящий год показал, что новые возможности рождаются из трудностей и совместного решения проблем. Пусть наша команда станет акселератором в поиске, разработке и продвижении инновационных технологий выявления и развития одарённых детей. Благодарю партнеров Фонда за поддержку в реализации совместных проектов. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и станет еще более эффективным.

Школьникам – новых знаний, идей, интересных проектов, успехов во всех начинаниях. Всем –  крепкого здоровья, отличного настроения, тепла и заботы близких! Удачи в новом – 2021 году!