Предварительные результаты мониторинга информационной открытости российских НКО


В рамках проекта «Рейтинг информационной открытости», который Ассоциация грантодающих организаций «Форум Доноров» реализует при поддержке Фонда президентских грантов, завершился мониторинг официальных информационных источников НКО.

Тема прозрачности некоммерческого сектора и доверия к НКО доноров и общества в целом сохраняет свою актуальность и логическую связку между первым и вторым. При этом формирование культуры открытости некоммерческих организаций и четкого запроса на эту открытость со стороны общества – все еще процесс незавершенный. «В рамках проекта мы хотим выявить и поддержать НКО, придерживающиеся в своей практике принципов прозрачности и информационной открытости, хотим дать донорам (частным, институциональным) возможность видеть, какая организация является прозрачной и публичной, а какая не раскрывает информации о достигнутых результатах, влиянии на благополучателей и др. И в конечном счете — мы хотим повысить доверие к некоммерческому сектору за счет развития и продвижения культуры информационной открытости и прозрачности неправительственных НКО», — отмечают в Форуме Доноров.

В пилотном исследовании приняли участие 400 организаций, которые в 2018-2019 гг. получали гранты из Фонда президентских грантов на реализацию проектов в области образования, здравоохранения или культуры на сумму более 1 млн. рублей. В выборку вошли общественные организации (треть), АНО (23%), благотворительные фонды (20%) и другие формы.

В каких источниках НКО размещают информацию о себе и своей деятельности? Какие соцсети больше всего любят российские НКО?

  • — официальный интернет-сайт организации имеют 96%
  • — группу и/или паблик ВКонтакте — 81%
  • — страницу или группу в Facebook — 64%
  • — Instagram-канал — 43%
  • — YouTube-канал — 36%
  • — страницу в Одноклассниках — 15%
  • — Twitter-аккаунт 9- %
  • — Telegram-канал — 4%

Каждая вторая организация — 51% — публикует на сайте или в соцсетях свой Устав или ссылку на него, 37% идут дальше и размещают свидетельства о регистрации НКО, свидетельства ОГРН, свидетельства ИНН, кодов статистики и т.п. Ф.И.О. и должность руководителя раскрывают 82%, его фотографию — 62%, биографию — 35%.

Организационная структура НКО размещена у каждой четвертой НКО (25%), но лишь 9% представляют цельное связанное описание системы управления организацией: разделении полномочий, прав, обязанностей и корпоративном взаимодействии руководящих органов организации. Численность и/или состав (список) участников (членов) организации раскрывают 37%, а информацию о коллегиальных органах — чуть больше, 38% (Совет, Правление, Президиум, Попечительский совет, Ревизионная комиссия и др.)

Добровольные публичные годовые отчеты опубликованы на сайтах и страницах соцсетей лишь у 31%. При этом 80%  НКО на сайте, в годовом отчете и соцсетях представляет информацию о непосредственных результатах (outputs) деятельности организации — (проведённых мероприятиях, произведённых продуктах, оказанных услугах и т.п.), почти 44% — о социальных результатах и воздействии на благополучателей и стейкхолдеров. 8% НКО публикуют результаты проведённой оценки, призванной обосновать, доказать социальный результат (результативность, устойчивость социального воздействия, долгосрочное влияние, социальный эффект) деятельности организации и/или реализуемых ею отдельных программ (проектов) на целевую аудиторию, благополучателей (Отчет об оценке, выдержки из него, резюме, презентации, содержащие результаты проведённой оценки и т.п.).

Целевые группы, на работу с которыми направлена деятельность организации, указывают 78% НКО. 22% организаций демонстрируют свою экспертизу, публикуя информацию о потребностях целевых групп, а вот результаты конкретных исследований о ЦА размещают лишь 6%.

13% НКО опубликовали информацию о подходе организации к фандрайзингу, принципах и процедуре привлечения денежных средств, выбора источников финансирования, взаимодействия с донорами. А политика в области фандрайзинга размещена лишь у 2% организаций.

Сведения о составе команды организации (Ф.И.О., должности сотрудников) раскрывают на сайте и в соцсетях 67% НКО. А вот пиарщиков и других сотрудников, в зону ответственности которых входит коммуникация с заинтересованными сторонами, связи с общественностью, представляют 24%.

На сайтах и страницах соцсетей лишь 4% НКО размещают информация о профессиональном развитии сотрудников / волонтёров организации: проведённой или планируемой профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, обучении, стажировках.

Авторы проекта планируют подготовить рекомендации для НКО, которые позволят повысить уровень открытости организаций и помочь выстроить доверительные прозрачные отношения с донорами и другими заинтересованными сторонами.

Другие результаты проекта — на странице https://www.facebook.com/TockaO