Сопровождение воспитанников ДДИ во взрослую жизнь обсудили на дистанционном педсовете


В Москве прошло расширенное заседание педагогического совета, посвященное работе с воспитанниками, имеющими множественные нарушения развития. В онлайн-мероприятии приняли участие эксперты РБОО «Центр лечебной педагогики», АНО «Обычное детство», специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Лесной», а также представители образовательных организаций Московской области.

На круглом столе эксперты РБОО «Центр лечебной педагогики» и АНО «Обычное детство» поделились своим опытом и дали рекомендации по подготовке выпускников ДДИ к самостоятельной жизни и их сопровождению при переходе в психоневрологические интернаты.

Большинство подопечных ПНИ — это бывшие воспитанники детских домов-интернатов и их судьба во многом зависит от методов их перевода из детского учреждения во взрослый интернат и системы взаимодействия ДДИ и ПНИ в целом.

Переход из ДДИ в ПНИ — серьезный стресс для людей с нарушениями развития: они лишаются привычных связей, знакомой обстановки и практически начинают жить заново. Учитывая это, важно подготовить человека к новой жизни и сопровождать его. Но система сопровождаемого проживания в квартирах пока не развита, и у молодых людей из ДДИ нет выбора: по достижении 18 лет их перемещают из одного места в другое, они вынуждены адаптироваться в незнакомой обстановке без чьей-либо помощи.

Мария Янчева, координатор проектов АНО «Обычное детство» знает о проблеме не понаслышке. Она не раз сопровождала переход из детских домов-интернатов в интернаты для взрослых. «Представьте себе: из небольшой группы ровесников, где к каждому был индивидуальный подход, 18-летний юноша или девушка оказывается в разновозрастной компании незнакомых людей. Учеба прекращается, поскольку сопровождать в школу уже некому. В ПНИ часто прекращается развитие любых навыков, приобретенных в ДДИ. Например, если человек уже вставал с коляски и пытался ходить с ходунками в детском интернате, во взрослом он делать этого не сможет. Его будут передвигать на коляске, потому что так быстрее и проще для персонала. Но если закрепить этот навык из ДДИ — человек будет ходить сам. Иногда воспитанников переводят в ПНИ за один день и забывают собрать и передать их личные вещи. А они не могут об этом попросить».

Для безболезненного перехода из ДДИ в ПНИ и адаптации Мария Янчева предлагает объединить усилия сотрудников и наладить преемственность учреждений. «Нужно заранее познакомиться с персоналом ПНИ, в который предстоит перевод подопечного и рассказать о его привычках, навыках, особенностях. Например, кто-то ест ложкой сам сразу, а кто-то только после второго напоминания. Если этого не знать, навык утратится и человек станет менее самостоятельным. А навыки самообслуживания гораздо важнее во взрослом интернате. Например, ребенок, которого в ДДИ научили перемещаться по городу, сможет продолжать учиться в школе или другом учебном заведении даже после 18 лет. Выпускники ДДИ должны уметь пользоваться телефоном, чтобы не прерывалась их связь с любимыми воспитателями и волонтерами».

«Для выпускников ДДИ нужно запланировать максимальный уровень самостоятельности и обязательно обучать старших воспитанников навыкам самообслуживания. Идеальный вариант — тренировочная квартира, где они научатся готовить, убираться, ходить в магазин и обращаться с деньгами», — говорит председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова. — Тех выпускников, для которых не удалось найти тренировочные квартиры лучше переселять в ПНИ вместе, чтобы ребята хоть частично оставались в привычной среде, могли общаться и поддерживать друг друга».

Но самое главное, что необходимо сделать, когда меняешь жизнь человека, — это учесть его собственное мнение и дать возможность выбора. «Перед переездом покажите ребенку его будущий «новый дом» и спросите, хочет ли там жить или лучше поискать что-то другое», — добавляет Анна Битова.

Мероприятие было проведено в рамках проекта «Волонтеры — особым детям и взрослым: содействие нормализации жизни людей с психическими расстройствами в интернатах», реализуемого АНО «Обычное детство» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.