Как работает Planeta.ru — возмездная история о взаимной благодарности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

За почти 10 лет краудфандинг в России обрел популярность — народное финансирование уже не вызывает вопросов у лидеров соцпроектов. Одним из локомотивов этой формы поддержки является платформа Planeta.ru. 

«Наши сооснователи любят называть Planeta.ru «бизнесом с человеческим лицом», — говорит PR-директор платформы Наталия Игнатенко. — Это проект, который в глобальном смысле меняет жизни людей, помогает исполнять мечты, помогает делать мир вокруг лучше и доказывает, что на самом деле каждый из нас, хотя бы чуть-чуть, может менять жизнь вокруг себя. Пусть даже просто участвуя в проектах на краудфандинговой площадке».

Комментирует статью финалист Конкурса СОЛь и основатель инклюзивного театра «ВзаимоДействие» Маргарита Ребецкая, которая с помощью Planeta.ru собрала деньги на спектакли «История одной Золушки» и «Бу», оба раза превысив заявленные суммы (100 и 800 тыс. руб.) на 30%.

Бизнес с человеческим лицом

Как «Планета» создает практики взаимодействия бизнеса и социальных проектов для достижения более масштабных позитивных социальных изменений?

Во-первых, это дофинансирование социальных инициатив. Например, уникальная по своей природе акция МегаФона и Planeta.ru «МегаФон помогает», когда в ряде благотворительных проектов МегаФон увеличивал взносы пользователей в четыре раза в режиме реального времени. 

Средства получили пять проектов:

Другой пример дофинансированирования — реалити-шоу «Битва технологий» для технологических стартапов, который платформа проводила совместно с Российской венчурной компанией. Участники создавали прототип, в течение месяца обучались краудфандингу, пробовали запустить свои кампании. Пять самых успешных проектов получили дополнительное финансирование в рамках проекта.

Вместе мы, правда, можем всё!

Planeta.ru обладает большой народной аудиторией, но обоюдное вложение ресурсов в продвижение даёт куда больший социальный эффект. В 2020 году в партнерстве с компанией Kotex  был запущен спецпроект «Вместе мы можем всё» по поддержке женских инициатив в самых разных темах. Kotex привлекла широкую лояльную аудиторию покупательниц к спецпроекту, и отправляла 10 рублей с каждой покупки на равномерное дофинансирование проектов, уже собравших 40% суммы и более (успешным на Planeta.ru может считаться проект, собравший не менее половины от заявленной финансовой цели). 

Таким образом, компания и платформа помогли состояться большему числу инициатив: дофинансированием бренд добивал сбор до «несгораемой суммы». Помимо этого, компания Kotex дополнительно дофинансировала проекты пяти победительниц из собственных средств. Бренд взял на вооружение эту акцию и провел аналогичную с крупнейшей краудфандинговой платформой на Украине.

Как «Планета» помогала в пандемию

В период пандемии у «Планеты» сложились две коллаборации с бизнесом, которые также показывают, что успеха в турбулентное время можно достичь, если будешь внимателен к партнерам и внешним факторам. 

Наталья Игнатенко

«В мае 2020 года бизнес претерпевал невероятное бедствие в связи с ограничениями из-за коронавируса, — говорит Игнатенко. — Особенно в этом смысле пострадал малый и средний бизнес, у которого может не быть подушки безопасности, каких-то огромных оборотов, который напрямую зависит от офлайна (когда покупатель приходит в конкретные магазины или ходит на спектакли независимых театров, независимых филармоний). 

В мае 2020 года «Планета» вместе с Росбанком запустила специальный проект “Вместе поддержим бизнес” для бизнеса и социальных предпринимателей, — продолжает Наталья. — Мы, со своей стороны, снизили комиссию, чтобы предпринимателям было проще и легче достигать своих финансовых целей. Разрешили нетипичные для краудфандинга сборы на аренду и зарплаты. А также впервые предусмотрели возможность авансирования: когда проект достигал 50% от заявленной суммы, он мог забрать часть денег и сразу же пустить их в оборот (выдать людям зарплату, например) и продолжить сбор на площадке в течение следующих четырех-шести недель. 

В итоге, Росбанк дофинансировал пять проектов-победителей. Среди них были, в том числе, небольшие региональные бизнесы (например, туристическое агентство путешествий по озёрам из Смоленской области), для которых эти деньги были максимально необходимы и которым они действительно помогали выживать».

Как продолжить помогать в онлайне

Казалось бы  — всё завязано на простой модели дофинансирования, но, в отличие от других случаев, окончание одной инициативы привело к новому партнерству поддержки благотворительных организаций. 

«В декабре 2020 года мы поняли, что традиционных и любимых всеми ежегодных благотворительных офлайн-ярмарок, которые являются очень хорошим фандрайзинговым подспорьем, в этом году не будет, — вспоминает Игнатенко. — Так появилась “Планета добрых подарков”: мы организовали классное онлайн-пространство на “Планете” вместе с Росбанком и благотворительным собранием “Все вместе”.

Сделали специальный раздел на сайте, где фонды могли не заниматься традиционным краудфандингом, а создать витрины своих онлайн-магазинов и представить классную новогоднюю продукцию, созданную подопечными или волонтёрами. И, соответственно, выручить необходимые средства для работы. 

Проекты отличались тем, что у них не было финансовых целей как таковых, у всех в поле “финансовая цель” стояла сумма 10 тысяч рублей. Естественно, “Планета” была настроена на то, чтобы фонды ее превышали, — что удалось. Фонды не давали подробного описания проектов, они просто рассказывали о себе и о том, какую продукцию они и их подопечные делают, о том, почему это важно для конкретной благотворительной организации.

В данном случае Росбанк существенно помог ресурсами для адаптации интерфейса — ведь Planeta.ru работает по другой модели, под акцию нужно было существенно менять существующие процессы и фронтенд. Также Росбанк очень активно рассказывал об этой инициативе сотрудникам и партнерам, делился ссылкой на страницу акции. В свою очередь, “Все вместе”, как агрегатор благотворительных организаций, привлекал людей и участвовал в распространении информации, в частности, приглашал на ярмарку партнёров из бизнеса. 

В итоге три стороны — “Все вместе”, Росбанк и “Планета” — привлекли активное внимание к специальному проекту, помогли фондам достичь финансовых целей, очень активно рассказывали о нём в различных средствах массовой информации (что стало для фондов дополнительным интересным бонусом). А затем на спецпроект обратили внимание и массовые СМИ: Seasons, “Домашний очаг”, женские журналы, и даже Forbes и РБК — медиа, которые не всегда пишут о благотворительности». 

Вот как, благодаря сотрудничеству бизнеса, социальных предпринимателей и краудфандинговой платформы меняется, казалось бы, отработанная модель народного финансирования. А кросс-секторные партнерства снижают порог входа для лидеров социальных инициатив.


Комментирует статью основатель инклюзивного театра «ВзаимоДействие» Маргарита Ребецкая, которая с помощью Planeta.ru собрала деньги на спектакли «История одной Золушки» и «Бу», оба раза превысив заявленные суммы (100 и 800 тыс. руб.) на 30%.

Маргарита — финалист Конкурса СОЛь-2020, в качестве приза она получила обучение на программе Ashoka Visionary Program для лидеров изменений, тренинг по сторителлингу от тренера по подготовке спикеров TEDxSadovoeRing, и выстраивание системы измерения и управления социальным воздействием (Impact Management & Measurement) от команды СОЛь.

— Собранные на «Планете» деньги пошли у нас на непосредственную работу над спектаклями — на декорации, костюмы, какие-то необходимые гонорары. Мне очень понравился менеджмент платформы, нам все время помогали, подсказывали, как сделать лучше. В один момент наш пост разместили на более заметном месте, чтобы он набирал больше просмотров. Если мы решим запустить еще один краудфандинг, то продолжим сотрудничество с Planeta.ru. 

Актеры инклюзивного театра «Взаимодействие»


Центр СОЛь занимается исследованием и развитием экосистемы социальных инноваций в России. Мы выявляем и поддерживаем тех, кто создает устойчивые инновационные решения социальных и экологических проблем. Для это мы проводим исследования, делаем Конкурс СОЛь. Подать заявку вы можете на сайте конкурса.