О духе времени, путешествии внутрь себя и тихой революции


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Новая реальность прошлого года еще не до конца осмыслена и выводы можно будет сделать через 2-3 года

В рамках финальной церемонии премии «Headliner года» состоялся паблик-ток «2020: провал или прорыв» об изменениях в жизни, бизнесе, образовании, культуре и технологиях. Члены жюри премии, люди, сами меняющие жизнь окружающих в лучшую сторону, единодушны: этот год, который сначала пытался нас запугать, подарил много неожиданных открытий, во многом позитивных… То, как мы все смогли отреагировать на этот удивительный год, дает некоторые надежды.

Модератором разговора выступил издатель, литературный критик, сооснователь ярмарки интеллектуальной литературы Nonfiction Александр Гаврилов.

Итак, что случилось в этом удивительном, ни на что не похожем году?

Наталья Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента республики Татарстан, специалист по развитию городов: 

«Я провела очень хороший, счастливый год. Это было интересное «испытание». Я начала готовить, завела собак, построила дом и вообще сделала много вещей, которыми раньше совсем невозможно было заниматься.

Если говорить серьезно, мне кажется, что главное изменение, которое нас ждет, это переход на дистант. Под вопросом будущеебизнес-центров: не понятно зачем вообще держать в офисе сотрудников, зачем очно собираться в большинстве случаев, этоабсолютно не продуктивно. Намного продуктивнее собраться дистанционно, и это открывает совсем иные перспективы длянестоличных городов, в частности, для Казани. Огромный потенциал открывается у городов-стотысячников , -пятидесятитысячников и т.д. Серьезный толчок произошел, мне кажется, у российских малых городов. Мы начали обсуждать тему внутреннего туризма, сталиотдельно заниматься и экологическим туризмом. Границы закрыты, денег лишних нет,и, очевидно, что случился поворот к природе. Вцелом, позитивный получился год! Это видно по проектам, по тому, что очень много разговоров идет про местную идентичность,про локальность, национальную идентичностьнародов России. Вообще, это была встреча с собой: с собой, как с людьми, и с собой, как с сообществом. Эти исследования, взгляд в себя, – это такой ощутимый тренд, и это видно по номинированным на премию проектам».

Андрей Золотов, главный редактор журнала «Robb Report Russia», главный специалист по жизни богатых, рассказал о том, что заметного там случилось за последний год: «Как минимум, рынок загородной недвижимости вырос, и вырос очень быстро. Потому что состоятельные люди поняли, что нужно где-то перезимовать, а потом вообще стало понятно, что в офис ездить каждый день не обязательно. Внутренний туризм развивается, все поехали на Байкал, в Ессентуки, Дагестан. Золотое кольцо отполировали заново.

И еще один рынок очень хорошо себя чувствует – рынок яхт. И появился тренд на очень длительные круизы. А вот офисы, скорее всего, заменят встречи в коворкингах раз в неделю – нас всех это ждет, вне зависимости от достатка.».

Дмитрий Ицкович, практический культуролог, основатель проекта ОГИ рассказал о том, что произошло в культуре: «Те тенденции, которые нас догоняли, все-таки догнали. Мы много делали, и, например, провели очередной семинар «Сильные тексты», и то, что нельзя вживую собираться – нас освободило: участвовали люди из разных точек мира. И когда ты делаешь семинар про стихотворение Пушкина в 2020 году, а его смотрят 7000-8000 человек, ты чувствуешь удовольствие и свободу!».

Ксения Ламшина, программный директор Радио Культура, дополнила картину о произошедшем в культуре: 

«Потери есть, были, конечно, проблемы (отмены концертов, выставок, проектов), если говорить про культуру, но институции научились выходить в интернет и продолжать работать. И даже маленькие музеи это сделали. А, к примеру, Союз Композиторов, вел законотворческую работу: предлагались новые пункты законодательства в осмыслении кто такой композитор.

Коллаборация – главное слово этого времени. Все поняли, что один в поле не воин, и нужно объединяться. Объединились все, и все совершенно по-разному, например, Музей Москвы и ГИТИС, молодые независимые группы – с независимыми театрами, и многие нашли новые формы в искусстве. Произошел разворот к себе, к корням. Биеннале прошли не с международными гостями, а с гостями из регионов. И то, что мы копнули – нас всех впечатлило! Мы все вдруг осознали, что у нас очень много сильного, интересного, и с этим нужно работать. Бесконечное русское, и все возвращаются к этой теме».

Филипп Третьяков, вице-президент ГК «КОРТРОС», как представитель крупного бизнеса, говорил о том, как пережил пандемию рынок недвижимости, и что вдруг вышло на первый план. «Мы думали, что бизнес сильно пострадает, мы этого ждали и очень переживали. У стройки так устроен процесс, что любая остановка на неделю дает откат на месяц и больше. А пандемия, напротив, дала мощный толчок рынку недвижимости. Все переосмыслили свои квадратные метры. За два месяца несколько корпусов в Подмосковье продали, совершенно не ожидая такой скорости. Люди захотели иметь баланс – между городской жизнью и интеграцией с природой.

Год в срезе премии тоже очень показательный: количество проектов выросло, география расширилась в 2 раза (уже 78 городов присутствия, было 34), представлены все сферы жизни и деятельности.

У людей появилось много времени, в том числе, чтобы осознанно подходить к своей жизни. В тренде не только туризм, люди стали задумываться и об экологии, о том, как они живут. За год мы пережили целую эпоху, и вот прошел год с финала прошлой премии Headliner года, а ощущение, что прошло 10 лет. Запускаются тренды, которые будут реализованы в ближайшие 2-3 года: коворкинги, рабочие места прямо в доме, но вынесены из квартир. Осмысливаются новые функции помещений и новые типы взаимодействий. Прогрессивный девелопер думает теперь не о фасадах, с этим мы научились уже  обходиться на мировом уровне, теперь начинаем думать о том, как организовывать жизнь людей. Есть проблема: люди не умеют коммуницировать. Появляется запрос на социальный инжиниринг, мы говорим о том, что сообщества нужно формировать. Потребность заново учиться организовывать и общаться – это то, что мы утратили со сменой нашего уклада жизни. Я жил в доме Института геологии, все дети друг друга знали, и жили как одна семья. Сейчас от этого ушли, но запрос на соседское сообщество вновь появляется. Надо учиться жить вместе.

Хотим и убежать в лес, и жить в городе – надо найти баланс. Жизнь никогда больше не будет стабильной. Сейчас уже все готовы даже  к нашествию инопланетян, и, уверен, уже не будут сильно нервничать по этому поводу: мы все привыкли к тому, что жизнь может кардинально поменяться в любой момент».

Елена Зеленцова, заведующая кафедрой территориального развития РАНХигс и руководитель специальности «Креативные индустрии» Шанинки рассказала, как прошел этот год для высшего образования, и что вообще случилось с каждым человеком:

«Этот год показал, что раньше мы часто путали две вещи – образование и подготовку кадров. С последним было очень сложно, а вот с образованием стало очень хорошо. Оно просто стало с приставкой «само», самообразованием. Год внутреннего туризма и путешествия внутрь себя. Мы пережили тихую революцию: когда наступил первый локдаун, кто-то понял, что остался наедине с собой. Эпидемия готовки и уборки. Год принудительного самопознания, и у многих получилось «достать» много полезного и важного. Все мы оказались в положении, когда ты сидишь в маленьком пространстве и думаешь внутрь себя. Последствия этой тихой революции нам еще предстоит узнать. Мечты, профили, процессы неуловимо поменялись. Через год, два, три, мы посмотрим, кто оказался победителем, и какой взгляд на мир оказался верным. Мы все немножко не хотим будущего. Мы ждали во время пандемии, когда все станет «как было». А вот не будет уже как было. С нами случилась внутренняя тихая революция. Опыт отшельничества, который мы приобрели – невероятный подарок, заставляет нас подумать о том, что мы проскальзывали по поверхности. Чуть больше глубины в поисках сути каждого человека, год пандемии – это год творческий, год творческой личности, персонального выбора и самоопределения».

Николай Тржаскал, эксперт по продуктам и сервисам искусственного интеллекта, отметил перемены в технологиях и цифровой конфиденциальности. «В тот момент, когда мы отказываемся принимать решение про самих себя, за нас их будут принимать другие. Это мы увидели в этом году очень ярко. Достаточно махнуть угрозой, чем-то еще не понятно чем, а люди уже готовы отказаться от приватности, от своих прав. Не только москвичи, которые сдавали номера карт «Тройка», номера водительского удостоверения и что-то там еще, то же самое происходило в Европе и в США. Просто потому, что всем сказали «вы все умрете». Есть о чем задуматься.

Но есть и позитивные моменты. Мир сильно изменился, если смотреть с точки зрения технологий: кто мог представить, что будет заниматься йогой, медитацией онлайн? Успешно заниматься. Все ехали в студии, час туда, час обратно. А теперь нет такой необходимости. Вы только подумайте – сколько людей научились пользоваться технологиями в этом году, сколько российских небольших продавцов появилось на международный площадках. Реальные результаты этого года мы увидим через 2-3 года».

Напомним, цель ежегодной премии Headliner года, учрежденной ГК«КОРТРОС» — составить карту самых ярких проектов со всей страны и поощрить их лидеров, людей, чьи проекты несут созидательную идею и стимулируют прогресс в своих областях.