Возвращение дееспособности: больной вопрос интернатов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«…Сегодня прошла онлайн-встреча Психоактивистов ЦЛП. Мы говорили о возвращении дееспособности. Для каждого человека вне зависимости, где он проживает, в семье или в интернате, это тема очень больная и, в тоже время, полезная. Он готов её слушать снова и снова. Так как лишить человека дееспособности легко, а вот потом восстановить ее очень-очень трудно». Так написала у себя на странице в соцсети Дарья, живущая в одном из психоневрологических интернатов Оренбургской области. На 700-1000 людей, живущих в ПНИ, приходится один штатный юрист. Поэтому юридическая помощь там ценится очень высоко. И к онлайн-встрече с Вероникой Близнец присоединилось сразу несколько слушателей из ПНИ Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбургской области.

Встреча была организована в рамках Медиалаборатории Центра лечебной педагогики.

— Медиалаборатория – это проект, в рамках которого несколько молодых людей из ПНИ вместе с напарниками создают свое медиапространство, — рассказывает один из кураторов проекта Анастасия Ларкина. – К каждому из этих ребят мы прикрепили напарника-студента, и они вместе учатся вести блоги, наполняют канал @psichoactivists в Инстаграмме. Смысл в том, чтобы дать людям голос, и чтобы они могли узнавать о своих правах и рассказывать другим. И вот в рамках этого проекта мы и решили провести лекцию «Возвращение дееспособности»…

Эта тема для ребят из ПНИ – самая актуальная. Недееспособный человек не может распоряжаться деньгами и любым имуществом, передвигаться по городу и заключать брак. Лишают дееспособности по суду, и  восстановить ее можно только через суд. Читала лекцию юристка Вероника Близнец.  Сначала все разобрали, что такое дееспособность и недееспособность, как она может быть ограничена. В каких случаях можно учиться, работать, распоряжаться деньгами и имуществом, а в каких человек сам является чем-то вроде имущества, потому что прав у него нет никаких.

Ребята интересовались, могут ли они, будучи ограниченно дееспособными,  выходить за пределы ПНИ и самостоятельно пользоваться своими деньгами, которые у них остаются после того, как 75% пенсии уйдут ПНИ. Александр из Оренбурга спросил, имеет ли он право сам выбирать образовательную организацию или за него это делает попечитель? Вероника заверила, что имеет. Затем рассмотрели вопрос, как вернуть дееспособность?

— Я хочу писать заявление на ее восстановление, но боюсь, — сказала Оксана из Бузулука. – У меня маленький рост. Вдруг из-за роста не дадут… — Юристка сказала, что не в росте дело, но возвращение дееспособности дело в принципе нелегкое. Сначала человеку надо подать заявление в суд по месту жительства. После этого на предварительном слушании ему назначают судебно-психиатрическую экспертизу. Она проходит в стационаре, и там врачи оценивают состояние человека, его навыки и умения, насколько он приспособлен к жизни, умеет ли он себя обслуживать, читать и писать. По окончании документы идут в суд, и судья принимает решение: восстанавливать дееспособность или нет.

— Очень важны доказательства, — подчеркнула Вероника Близнец. – На суде надо представить все медицинские документы, свидетелей, альтернативное мнение психиатра, письма и дневники, если они есть, фотографии и видеозаписи: как вы готовите, гуляете, едете в транспорте. Все это можно приобщить к доказательствам.

— Я с вами полностью соглашусь, — сказала Даша из Оренбурга. — Когда я возвращала ограниченную дееспособность, я показывала свой дневник, доказывала, что я могу мыслить, думать, рисовать. Если бы я это все не показала, мне бы отказали…

Потом поговорили о том, должна ли экспертиза обязательно быть стационарной. Так всегда происходит на практике, но законом это не закреплено.

— Я пролежала месяц, — говорит Даша, — и только ближе к концу выписки меня два раза вызвали, задали вопрос и все. А так я просто лежала и ничего не делала. Меня книжки спасли, я читала. А так нет смысла просто так лежать, потому что вызывают один-два раза. Проходить экспертизу амбулаторно – это самое то…

Даша проходила экспертизу дважды, и на то, чтобы получить ограниченную дееспособность, у нее ушло два года.  В этом вопросе она – специалист, и может уже сама давать советы тем, кто в самом начале пути.

В конце лекции Вероника дала домашнее задание: изучить закон и составить список доказательств, которые можно представить в суде.

— Из тех вопросов, что мне задавали, и из обратной связи я поняла, что какая-то схема последовательности действий для возвращения дееспособности у людей в головах появилась, — говорит Вероника Близнец. — Что сначала нужно собирать доказательства, потом — идти в суд, должна быть экспертиза. Очень много зависит от того, кто у человека опекун или попечитель, от его позиции. Я вижу, что кто-то из ребят уже занимался этим вопросом и может поделиться опытом. И я только за, чтобы был внутригрупповой обмен опытом. Потому что это — люди, которые имеют схожие обстоятельства и схожие возможности доказывания…

В планах группы — поработать над карточками, которые будут разъяснять законы простым доступным языком, и еще одна встреча с юристом на тему «права людей в ПНИ».

Текст создан при поддержке ФПГ