Программа онлайн-тренировок «Уверенный баланс для детей со spina bifida»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Смотри, ты это можешь!»

Во время пандемии дети со spina bifida лишились привычных прогулок, занятий в кружках и общения в школе, многие не смогли продолжить реабилитацию. Фонд «Спина Бифида» быстро отреагировал на ситуацию и уже больше года ребята регулярно занимаются в секции «Уверенный баланс для детей со spina bifida». 

Воскресенье, утро, конференция в зум. Дети сидят на полу с закрытыми глазами, родители цепляют им на футболки прищепки, потом по команде тренера ребята открывают глаза и начинают снимать «крокодилов» сначала левой, а потом правой рукой, на время. «Так, давай, еще чуть-чуть, — говорит Антон, — далеко забрался, сможешь достать?» Дети смеются и не замечают, как уже минут 40 работают над дыханием, координацией и укрепляют мышцы.

Антон Анпилов

Антон Анпилов по основному образованию психолог, но уже более десяти лет работает с детьми с особенностями развития. Идея создать секцию «Уверенный баланс» пришла к нему во время работы в одной из родительских организаций. Антон был самым активным, ему хотелось творчества и движения, но внутри сложившейся системы это было трудно осуществить. «Детям ставили кегли и они ходили. Могли годами так ходить и ничего не менялось, — говорит Антон. — Мне хотелось вдохнуть в детей жизнь, дать им возможность пережить новый опыт. Ведь интерес у ребенка всегда есть, вопрос в подходе. Одно и то же движение можно прорабатывать по-разному — можно часами бить мяч об стенку, а можно играть в боулинг и это будет весело».

Во время пандемии Антон стал частью команды фонда «Спина Бифида». Совместно со специалистами они придумали программу, учитывая особенности заболевания, и начали проводить групповые занятия по видеосвязи для детей разных возрастов. В программе занято около 100 детей, с которыми занимаются два тренера — Антон Анпилов и Сергей Дудкин, занятия проходят в мини-группах два-три раза в неделю.

Программа «Уверенный баланс для детей со spina bifida» осуществляется с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь«

Не нужно жать штангу 

В работе с детьми со spina bifida есть нюансы, которые нужно учитывать. Например, нельзя поднимать ноги и делать складки, чтобы накачать пресс — при таких упражнениях моча может подняться обратно в почки, что вызовет воспаление. Ресурсов, где можно посмотреть базовые упражнения — нет, поэтому тренеры разрабатывают программу совместно с физическим терапевтом фонда Дианой Яцыной. «Недавно мы обновили программу, чтобы ребятам было интереснее заниматься, — говорит Антон, — но это всегда танец с бубнами. Я смотрю все открытые пособия и каналы на YouTube, цепляю что-то из йоги, что-то из пилатеса или воркаута, а потом мы вместе со специалистами думаем, как эти упражнения с пользой использовать для ребят».

Когда ребёнок много времени проводит в коляске, его движения ограничены — лёгкие не получают необходимого количества кислорода, хуже работает мочевыделительная система, ослабевают мышцы. Антон старается включать в тренировку комплексы упражнений, которые направлены на сохранные функции — руки, плечевой пояс, спину, пресс, шею. Если есть возможность, подключает и ноги. Также ребята занимаются дыхательной гимнастикой, координацией и развитием мимики. «Когда мы делаем гимнастику для лица, ребята всегда очень смешные — нужно тянуть язык, шлепать губами, морщиться. Помимо улучшения кровотока, мы развиваем эмоциональный интеллект и учимся показывать свое настроение. Ведь если человек ходит с выражением покерфейс, очень трудно понять его эмоции».

Несмотря на то, что Антон регулярно тестирует ребят, смотрит динамику и показывает результаты родителям, он не ставит сверхзадач — «штангу жать или что-то ещё». Основной акцент он делает на контакте ребенка с собой, на исследовании своего тела и ощущениях во время движения.

«Я занимался карате и боксом, и наблюдал, как проводят занятия с нормотипичными детьми. Во время посвящения на пояса маленьких мальчиков заставляют спаринговаться, родители кричат «бей сильнее, нам нужен результат!», дети в слезах… Дичь какая-то. Такие принципы мне не близки». Антон считает, что главное в работе с детьми — это не только диплом по физической культуре, но и чуткость к детям.

 Дать представление о себе 

Мы не устраиваем конкуренции внутри группы, не показываем, кто сильнее и не выделяем лидеров, — говорит Антон, — мы стараемся объяснить ребенку, что он соревнуется сам с собой и становится лучше по отношению к себе предыдущему.

Многие дети на первых занятиях не включают камеру, потому что стесняются себя и своего тела. Поэтому Антон развивает ребят не только физически, он старается затронуть более глубокие вещи — психологию и социализацию. «Очень важно давать детям максимально правдивую и реалистичную информацию о себе, своих способностях и ограничениях — это большая задача, которую мы постоянно проговариваем с родителями, — говорит Антон. — Когда ребенок находится в информационном вакууме без ответов на сложные вопросы: «я не смогу ходить?», «как ко мне так относятся?» и т.д. — это вызывает много негативных фантазий, которые перерастают в страхи — ребенок начинает замыкаться или, наоборот, становится агрессивным».

«Я очень боялась идти на первое занятие, — говорит Маша. — Это было что-то совсем новое для меня — куча новых детей и тренер, которого я никогда в жизни не видела. Но потом я успокоилась, потому что стала доверять Антону и ребятам».

Маше 17 лет, она живет в Крыму и занимается в «Уверенном балансе» почти год. Виктория, мама Маши, всегда старалась занять дочь спортом — водила ее на фитнес или приглашала тренера домой, но когда она узнала, что можно заниматься онлайн со специалистами, которые учитывают особенности детей со spina bifida, она очень обрадовалась. К тому же, у Маши не так давно была операция и ей нужна была реабилитация, но везти ее в Москву не было финансовых возможностей.

Виктория говорит, что у Маши за время занятий выпрямилась спина и она научилась самостоятельно ходить с палочками, но главное, она получила опыт общения в новом формате и стала увереннее. «Маша сначала куксилась, не хотела заниматься и стеснялась, — рассказывает Виктория, — Ей нравилось, что есть контакт с ребятами и тренером, но неуверенность в себе было трудно победить, ей было сложно. Благодаря тому, что Антон поддерживал и настраивал ребят, Маша постепенно втянулась».

«Детям важно иметь о себе представление, чтобы более точно определить себя на карте жизненного маршрута. Если человек не понимает, что он может, ему легче изолироваться от общества. Нужно показать: «Смотри, ты это можешь. Отлично!», «А здесь есть пробел, будь пособраннее», или «Эта зона для тебя недоступна, но давай подумаем, как компенсировать». Нужно сосредоточить внимание не на проблемах, а на задачах, смотреть, что делать дальше и развивать детей не только в движении, но и с точки зрения социализации, будущей работы и образования». 

Быть включенным 

Антон рассказывает, что многим ребятам сложно сосредоточиться во время занятия — они отвлекаются, показывают в камеру языки, игрушки и картинки Гарри Поттера. Один мальчик даже вылетел с тренировки, а потом прислал трогательное видео, что больше так не будет и хочет вернуться. Постепенно он стал лучше сосредотачиваться и дольше заниматься. «Я вижу прогресс не в количестве отжиманий, а в уровне включённости, — говорит Антон. — Есть мальчишка, который быстро уставал, ложился на пол и балдел. А сейчас он успокоился и стал намного дольше удерживать внимание. Эти сдвиги прекрасно видны, что очень ценно для формата, где нет тактильного контакта, сложнее видеть друг друга и совсем другая энергетика».

Серафиму 7,5 лет. Во время пандемии его реабилитация приостановилась и занятия в секции «Уверенный баланс» стали единственной возможностью оставаться в движении.

Первое время Серафиму было трудно себя преодолеть — если начинались сложные упражнения, он переставал заниматься, бунтовал и отвлекал остальных. Но постепенно он научился справляться с трудностями, стал лучше управлять эмоциями, у него прекратились «всплески». Серафим даже полюбил медитацию и стал практиковаться сам. Теперь он говорит родителям: «Не мешайте, я сейчас буду медитировать».

Для детей со spina bifida недоступны многие занятия и секции, которые посещают нормотипичные дети — есть проблемы с доступностью среды, у родителей часто возникают сложности с логистикой. Кроме того, многие подопечные живут в маленьких поселках и деревнях в отдаленных регионах, где в принципе нет никаких занятий. Благодаря фонду “Спина Бифида ” семьи получают поддержку — у детей появилась возможность развиваться физически, социализироваться и приобретать новый опыт, не выходя из дома. 

В программ “Уверенный баланс для детей со Spina Bifida” еще есть места, можно присоединиться к занятиям, присылайте заявки на почту info@helpspinabifida.ru

автор: Полина Фоминцева