Лесные детские сады: «выход из зоны комфорта в зону ближайшего развития».


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В рамках II Международной практической онлайн-конференции «Университет детства: крутые практики» Сара Лофул, директор Forest School Association (UK) (Ассоциации лесных школ Великобритании), рассказала об устройстве лесных садов и их роли в гармоничном развитии личности ребёнка.

«Лесные сады» – это популярный образовательный подход в Европе и США, в ходе которого дети получают знания о мире не в группе, а прямо на природе. «Лес – это естественная среда, и она предлагает замечательные ресурсы: облака, палочки, шишки… Мы находим специалистов, которые ходят с нашими детьми в лес, рассказывают о птицах, бабочках. Это «включает» в ребёнке заботу об окружающей среде и её понимание», — считает спикер.

Однако «лесные сады» решают не только задачу экологического воспитания. Они также способствуют эффективному обучению ребенка в обычной школе, что-то вроде: «Ты справишься с правописанием, ведь ты умеешь лазить по деревьям». Некоторые дети сами не знают, на что они способны, и им интересно наблюдать не только за природой, но и за собой. Дети с расстройством аутистического спектра, возможно, впервые чувствуют себя на равных с другими.

«Когда я провожу занятия с детьми, с семьями, я вижу, как отдельные люди начинают принимать на себя лидерскую позицию, как они начинают руководить процессом, заботясь друг о друге и о природе», — делится наблюдениями Сара.

Педагоги «лесных садов» выстраивают настоящее сообщество единомышленников, помогая детям почувствовать себя на природе в безопасности. Их методика способствует развитию самостоятельности, умению принимать решения и нести за них ответственность: «Чрезвычайно важно выждать время, чтобы ребёнок осознал проблему и сумел найти способ её решения. Когда педагоги приходят в «лесные сады», у них есть огромное желание сказать детям, как и что делать, потому что мы, педагоги, привыкли предоставлять готовые решения для всех. Опытные воспитатели «лесных садов» всегда выжидают и вмешиваются с ответом только тогда, когда ребёнку нужна помощь. Самый важный принцип занятий в наших садах – сотрудничество».

Выступление Сары вызвало живой отклик у педагогов дошкольной сферы. В ходе сессии участники направляли в чат конференции фотоматериалы, где они с воспитанниками ходят в походы и исследуют природу, а также обсуждали возможности организации «лесных садов» в России.

Подводя итоги своего выступления, Сара Лофул отметила: «Если дети не научатся заботиться о природе и понимать природу, у нас никогда не вырастет поколение, которое сможет заниматься вопросами устойчивости, справиться с изменением климата. Наши «лесные сады» – это ответ на задачу вырастить детей, понимающих, что они часть большой экосистемы и часть природы, и их задача, среди прочих, – заботиться об окружающем мире».

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке