Как мы учили работников социальных учреждений (ПНИ, приютов и домов престарелых) эффективному партнерству с НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения “Даниловцы”

Когда я узнал, что специализированный Центр занятости «Моя карьера» проводит в апреле — мае программу обучения работников социальной сферы, цель которой — знакомство с некоммерческим сектором, то я сразу сказал, что хотел бы принять участие. И я рад, что мне дали такую возможность. Особенно меня привлекло то обстоятельство, что обучение готовилось для сотрудников стационарных социальных учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы — детских интернатов, ПНИ, домов престарелых, приютов и т.п. А это как раз те учреждения, подопечным которых помогает Добровольческое движение «Даниловцы». Мы давно знаем учреждения изнутри. А вот показать им внутренний мир НКО пока возможности не представлялось.

Мне было важно, чтобы учебная программа не прошла мимо опыта лучших благотворительных организаций. И вместе с сотрудницей и экспертом Центра «Моя карьера» Марией Белогуровой, ведущей этот учебный проект, мы предложили занятия, которые и стали основой «Эффективного партнерства». Мы решили, что 70 сотрудников социальной сферы не только изучат нечто в теории, но и пройдут стажировки, чтобы увидеть и прикоснуться на практике к работе НКО. Так появились 8 учебных занятий и поездки в 14 лучших в России благотворительных организаций.

Мы не стремились, чтобы учащиеся всерьез научились тем или иным инструментам работы НКО. Своей работы у них и так хватает. Мы поняли, что формализованные знания о том, что такое НКО и как они работают, нашим учащимся нужны по минимуму. Гораздо более важно для дела на этом этапе — посмотреть на работу НКО и на работу своих учреждений глазами общественников.

Ни одно занятие учебной программы не проходило в лекционной и семинарской форме. Мы намеренно провели все обучение в формате тренингов, деловых игр, упражнений и творческих заданий.

Что узнали учащиеся за два месяца обучения? Законодательство об НКО дало нам возможность показать тот фундамент независимости, самоопределения целей и самофинансирования, на котором стоят НКО. Мы обратили внимание учащихся на параллельность миров НКО и госструктур при том, что у них есть общая грань, которая может стать и общей целью  — это человек, нуждающийся в помощи. И именно взаимное дополнение — самый лучший способ помочь.

Различные кейсы из управления НКО, которые решали сотрудники социальной сферы, показали, какую ответственность несут благотворительные организации перед благополучателями, партнерами и жертвователями. Управление организацией в условиях малых ресурсов, невозможности вертикали власти, смешанности ролей и должностей ради высоких, порой жизненно важный целей — это непростое дело. И потому предложенные извне для НКО задачи, например, от госорганов, могут не решаться вовсе, даже если они кому-то кажутся очевидными.

Тема публичности дала нам возможность показать, что НКО не имеют, по сути, никакого капитала, кроме своего авторитета, и поэтому открытое прозрачное существование и взаимодействие с людьми и партнерами — это естественный и единственный способ быть благотворительной организацией.

Волонтерский ресурс базируется на независимости каждого и его доброй воле. Волонтеры живут реальной помощью людям, а не госучреждениям, они как бы закручены вокруг своих подопечных. И это не переломить. Перед сотрудниками социальной сферы мы поставили вопрос: как соткать из разрозненных воль волонтеров нужный НКО (а на самом деле благополучателям) результат? Как организовать реальные дела силами тех, кто завтра может отказаться? Мы показали, что организация  волонтерства — это немалый труд, и потому у волонтерского ресурса есть немалая цена.

Каково это — просить денег и при этом иметь небольшую зарплату? Каково это — составить фандрайзинговое послание и реально найти единомышленников? Что значит быть благотворителем и жертвователем? В чем тут секрет? На что могут быть потрачены деньги, добытые с трудом, и каково это — жить, отчитываясь за каждую копейку? Мы сделали так, что наши учащиеся, каждый для себя, нашли ответы на эти вопросы.

Невозможно работать с сектором НКО и не знать в лицо самые опытные и авторитетные благотворительные организации, не разбираться в том, какие направления помощи развиты. Учащиеся курса «Эффективное партнерство» изучили, кто в Москве реально крут из НКО, как они распределены по социальной сфере, как они соблюдают те принципы и формы работы, о которых мы говорили на учебных занятиях.

И в завершение обучения сотрудники социальных учреждений на практике познакомились с работой 14 лучших в Москве организаций. Встречались с директорами, бывали в офисах, участвовали в текущей работе. Я перечислю эти организации, чтобы и таким образом выразить им благодарность: Ассоциация благотворительных организаций «Все вместе», Союз волонтерских организаций и движений, Благотворительные фонды «Дом с маяком»,  «Подари жизнь», «Волонтеры в помощь детям сиротам», «Просто люди», «Жизненный путь», «Образ жизни», общественные организации «Старшие братья, старшие сестры»,  «Центр лечебной педагогики»,  «Перспективы»,  центры «Дом друзей» и «Друзья общины святого Эгидия», а также служба помощи онкологическим больным «Ясное утро» и Добровольческое движение «Даниловцы».

На мой взгляд, в итоге, у Центра “Моя карьера” появился еще один отличный продукт — емкая, живая, яркая программа “Эффективное партнерство”.

Поделюсь несколькими неформальными откликами от учащихся и руководителей НКО, которые организаторы получили в рабочем чате.

Анна, учащаяся: “Программа «Эффективное партнёрство» вызвала у меня и интерес и сомнения одновременно. Как можно структурировать и регламентировать взаимодействие с благотворительными организациями? А можно ли вообще? Ведь люди из БФ приходят к нам в учреждения соцзащиты со своим, можно сказать уставом. Они хотят изменений к лучшему, мы тоже, но не всегда видение лучшего совпадает. Пройдя программу ЭП, я отбросила всякие сомнения. Действительно можно эффективно работать вместе и достигать общей цели”.

Любовь, учащаяся: “Направляю фотоотчёт о вчерашней стажировке в «Дом с маяком». Чудесные Анна и Анастасия познакомили нас с организацией. Это иной параллельный мир, где дети с тяжелыми заболеваниями и их родители получают глоток свежего воздуха, помощь, поддержку и надежду. Вчера, например, мы попали на день рождения! Коллектив замечательный, оценить их труд невозможно — он бесценен».

Екатерина, учащаяся: “Мне очень понравилось. Ездила всегда с удовольствием. Яркий интерьер и уютная обстановка создавали положительное настроение. Меня всегда встречали улыбающиеся сотрудники. Занятия были насыщенные, интересно преподносился материал, всегда  были задействованы все участники, никому не приходилось поспать. Ясно и понятно был продемонстрирован весь материал, время пролетало незаметно!”

Владимир Хромов, директор Союза волонтерских организаций и движений: “Программа “Эффективное партнерство”, организованная центром “Моя карьера”, и стажировка в НКО — интересный опыт. На встрече с учащимися мы представили наши проекты в сфере социального волонтерства и, оттолкнувшись от этой темы, обменялись мнениями о перспективах сотрудничества службы социальной защиты и НКО по построению системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Разобрали несколько практических кейсов, когда пожилые люди не могут получить помощь на дому, проанализировали причины таких ситуаций. Учащиеся дали нам несколько полезных советов, куда по каким ситуациям можно обращаться некоммерческой организации, если человеку нужна срочная или регулярная помощь на дому. Эта программа реально способствует развитию партнерских отношений в сфере общественной заботы”