Не итоги 2020: перемены, тренды, возможности, вопросы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Каким для некоммерческих организаций, помогающим старшему поколению, оказался 2020 год? И как этот опыт повлияет на систему заботы о пожилых в России? Это обсудили в Санкт-Петербурге на конференции «Ближний круг».    

 

Что происходит сейчас в сфере заботы о старшем поколении?

Мария Морозова, глава Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, уверена, что в сфере заботы о старшем поколении за последние 10 лет произошли радикальные изменения. «Сейчас в это сложно поверить, но, когда мы создавали фонд в 2010 году, таких понятий как «активное долголетие», «система долговременного ухода», стратегических документов, связанных с пожилыми гражданами, просто не было, — подчеркнула она. — Эта тема была табуирована. Нам было важно изменить отношение общества к этому вопросу и к пожилым людям. Неслучайно девиз нашей конференции «Общество для всех возрастов» — «Создаем в России общество, в котором не страшно стареть». Сегодня право человека на полноценную жизнь в любом возрасте становится общепризнанным». 

Однако есть и вызовы, считает Мария: мир стремительно меняется, уходит институт большой семьи, которая традиционно брала на себя заботу о пожилых. Люди живут дольше, но их здоровье не стало намного лучше.

Проект «Если быть точным» (создан фондом «Нужна помощь» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Райффайзенбанка) провел исследование старости: сегодня в России каждый третий человек в возрасте 65 плюс одинок — это 7 млн человек, из них 80% женщины. У более 85% из них есть дети, но они проживают отдельно. 42% россиян считают, что помогать старшим должны социальные службы, а на ближний круг в старости рассчитывает только каждый пятый россиянин. Мария резюмировала: «Все чаще помощь нужна одиноким пожилым людям или им вместе с их уже возрастными и тоже уязвимыми ухаживающими детьми, и она нужна в течение длительного времени. Сегодня во всем мире, даже в очень благополучных странах, стало понятно, что без помощи ближайшего окружения социальная система полноценно работать уже не может. Для этого необходимо объединение ресурсов всех тех, кто может регулярно оказывать эту помощь: родственники, соседи, волонтеры, некоммерческие организации, сотрудники учреждений и все, кто есть рядом». Сейчас этой помощи недостаточно — из-за этого люди или попадают в стационары, или качество их жизни ухудшается. При этом серьезная проблема — разобщенность в работе разных ведомств, которую необходимо преодолевать. Сделать это можно, если «поставить в центр внимания пожилого человека, его индивидуальные потребности и объединить имеющиеся ресурсы для организации помощи».

 

Как на практике общественные организации помогали пожилым людям в пандемию?

Общественная организация «Еврейский благотворительный центр «Забота — Хэсэд Авраам» на практике помогает старшему поколению еврейской общины. Долгие годы они обеспечивают уход на дому, пять лет у них есть дом престарелых в поселке Песочный в Петербурге, также они развивают свой дневной центр для людей с деменцией. Директор организации Леонид Колтон поделился опытом работы в пандемию: ни одна программа не закрылась, Хэсэд ни на день не прекращал работу с подопечными, многие практики перешли в онлайн и удаленный формат, также была запущена многоканальная горячая линия и психологические консультации. Он поделился: «Для нас было важно, чтобы наши подопечные знали, что мы присутствуем, что мы не закрылись, что мы работаем». В результате помощь за год получили 8 391 человек, что почти в три раза больше, чем обычно для этой организации.

Татьяна Акимова, директор благотворительного фонда «Хорошие истории», руководитель альянса «Серебряный возраст» и коалиции «Забота рядом» рассказала, что летом 2020 года прошел первый конкурс фонда «Ближний круг», цель которого — увидеть, поддержать и развить устойчивые практики заботы в ближайшем окружении. Всего были собраны 52 практики, каждая из которых может стать примером для других НКО и волонтеров. Все они были описаны исследователями из разных регионов, им помогала кандидат педагогических наук Ольга Агапова. Она уверена, что наука сегодня также может оказывать значительное влияние на формирование системы помощи старшим: «В прежние времена ученые всегда прятались за науку. Сейчас ситуация в корне изменилась, теперь мы говорим от собственного лица и вкладываем в работу не только свой профессиональный, но и человеческий опыт, эмоции, этику, ценности».

Также прошли территориальные мероприятия, направленные на заботу о пожилых. «НКО — это не общественники с горящими глазами, а одни из главных игроков в системе заботы о старших, они стоят в первых рядах и делают то, до чего никогда не дойдут руки у государства, — подчеркнула Татьяна Акимова. — Необходимо изменить отношение людей к этой теме, сформировать новые ценности, чтобы люди понимали, что достойное качество жизни пожилого человека и его родственников — это норма».  

 

Какие выводы стоит извлечь из опыта работы в пандемию?

Результат пандемии — онлайн стал важным не только для молодежи, он постепенно приходит и в жизнь пожилых людей. Фонд «Добрый город Петербург» был вынужден резко перестроиться, но планирует использовать эти наработки и после окончания эпидемии. Как рассказала заместитель директора фонда Наталия Канальцева: «Это не моментальный процесс, но постепенно охват растет. Сначала мы думали, что это будет только антикризисной мерой, но сейчас понимаем, что это станет нашей стратегической целью — продолжать работать со старшими в том числе онлайн. Мы будем стараться вовлекать людей в наше онлайн-сообщество, потому что так мы в любой ситуации сможем оставаться на связи». Технологии могут помочь автоматизировать часть работы, а значит — обеспечить необходимым большее количество людей. Также пандемия подтолкнула благотворительные организации объединяться и работать совместно — и этот опыт тоже может быть использован в дальнейшем. Наталия сказала: «Важно не уходить в патерналистскую позицию, не причинять добро. Мы призываем слышать старших, делать проекты не просто для них, но и вместе с ними». Серебряные волонтеры, несмотря на пандемию, стали для НКО значимой помощью и опорой.

«Мы сталкиваемся с чувством бессилия. Мы делаем очень много, но чтобы все изменилось, нужно перевернуть землю и небо», — поделился Вадим Самородов, начальник отдела международной деятельности и общественных проектов ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр имени Пирогова». При этом он отметил и ощущение единения, потому что многие люди в кризисный момент захотели помогать: «Систему нужно менять через кейсы и примеры работы НКО. Я здесь свою роль вижу в том, чтобы довести эту информацию до государственных структур». 

 

Кто станет драйвером изменений?

Модератор, заместитель директора Центра РНО Анна Михайлова подвела итоги встречи. Она заключила: уходит институт семьи, люди живут дольше, при этом качество их здоровья не повышается. Межведомственного взаимодействия нет, система закрывается и не говорит, что положено гражданам. Все это обострилось в пандемию.

Но важно, что люди хотят помогать, появились самоорганизующиеся сообщества, увеличилось количество благополучателей и волонтеров. Это уже не первый кризис, когда частные пожертвования увеличиваются, потому что люди хотят хоть как-то помогать. Наука не дремлет, понимает, что все меняется, и стала обращать внимание на уже реализованные практики и кейсы. Их важно анализировать и измерять — не только количественно, но и качественно. И хотя много чего происходит, есть общее ощущение бессилия. Но есть готовность что-то менять — это стоит делать маленькими шагами, постепенно и последовательно. И НКО — очень важные игроки в системе общественной заботы, благодаря которым эти изменения станут возможны.