Модель общественной заботы. Как выстраивать взаимодействие и создавать систему помощи?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

2020 год — время объединения

2020 год, несмотря на серьезные трудности, стал периодом большого шага в развитии социальных технологий солидарности ради поддержки пожилых людей в России. Главным участником этого процесса стал некоммерческий сектор.

В мае 2020 года Фонд Тимченко, БФ «Добрый город Петербург» и БФ «Хорошие истории» объявили проведение конкурса «Ближний круг». Он был направлен на выявление лучших практик и технологий заботы о пожилых людях силами ближайшего окружения. Конкурс стал основой формирования базы практик общественной заботы о старших и выводов о механизмах ее становления как модели и системы. 

Конкурс состоял из трех модулей. Первый был направлен на поиск и выявление действующих практик на территории регионов России ради их развития и тиражирования. «Ближний круг» привлек к участию некоммерческие организации  и инициативные группы, работающие со старшим поколением на территориях. Их лучшие практики представлены на сайте конкурса в «Библиотеке практик» https://b-krug.ru/lib, которая постоянно пополняется. 

Участниками второго модуля стали эксперты — исследователи в сфере методической поддержки заботы о старших. Победителями объявлены  10 экспертов и методистов. Они описали практики, отобранные на первом модуле конкурса, и подготовили их к тиражированию. 

Третий модуль был создан в целях укрепления межсекторного взаимодействия в сфере общественной заботы о пожилых людях. Он включал в себя рассмотрение заявок на  проведение территориальных мероприятий по повестке  общественной заботы. 

Заявки на участие в третьем модуле конкурса подали некоммерческие организации, работающие в теме заботы о старших и имеющие опыт объединения сообществ, структур власти и бизнеса. Итогом модуля стала программа предложений по созданию системы общественной заботы в России. 

По результатам проведения 38 региональных мероприятий — победителей заявок конкурса «Ближний круг», профильные НКО и инициативные группы, территориальные ресурсные центры Коалиции «Забота рядом» и Альянса «Серебряный возраст»  выработали общие пилотные решения по построению системы модели общественной заботы.

Общественная забота – это точное воздействие на нехватку ресурсов для обеспечения полноценной жизни пожилого человека. Для достижения этого результата объединяются усилия НКО, сообществ, власти, бизнеса и социально активных граждан, восполняющие ресурсы для достойного качества жизни старших. 

Поддержкой могут быть продукты питания и медикаменты, знания, помогающие преодолеть цифровую беспомощность, бытовые навыки, помощь в коммуникациях, уход в болезни и забота в психоэмоциональном напряжении. 

Исходя из потребностей пожилых людей, система общественной заботы подразумевает не только помощь по дому и обеспечение продуктами. Она создается для качества жизни пожилых людей, их включения в социальную повестку, формирования доверия и желания сотрудничества. 

В ее основе – не только продуктовые наборы, которые сегодня стали «musthave» работы «третьего сектора», помогающего старшим. Система развивает социальную активность старших и их стремление жить, опираясь на доверие и солидарность с теми, кто рядом. 

«Ближний круг» о построении модели общественной заботы

В настоящее время к актуальным базовым формам помощи пожилым людям относятся:

  • помощь в самообслуживании дома  (помощь по дому, организация пространства, гигиенический уход);
  • помощь в самообслуживании вне дома (покупки, прогулки, сопровождение в театры, музеи и на дружеские встречи);
  • психологическая помощь пожилому человеку и ухаживающим близким;
  • помощь в решении сложных вопросов, связанных с охраной здоровья, финансовой безопасностью, цифровой беспомощностью, в том числе профилактика подобных ситуаций. 

Важными составляющими работы над моделью общественной заботы участники «Ближнего круга» назвали:

  • создание банка социальных технологий работы с пожилыми людьми и постоянное распространение практик общественной заботы;
  • распространение методических материалов для некоммерческих организаций;
  • создание единой информационной базы некоммерческих организаций и инициативных групп, оказывающих поддержку старшим в разных форматах;
  • разработка Концепции общественной заботы о пожилых людях и «дорожной карты» ее реализации;
  • создание и внедрение модели общественной заботы на местном уровне, исходя из ресурсов территорий и форм местного взаимодействия.

Для соблюдения принципов эффективности и экологичности при построении системы общественной заботы важно держать в фокусе сотрудничество со старшими. Без их участия, обратной связи и соблюдения принципа «ничего для нас без нас” невозможно прогнозировать формирование новых ценностных ориентиров системы и создание «точной» модели поддержки. 

Развитие системы Центров активного долголетия в шаговой доступности; создание единой системы информирования пожилых граждан; выпуск информационных листков с важной для пожилых людей информацией, в том числе на территориях без сети Интернет — первоочередные практические задачи, обозначенные участниками конкурса «Ближний круг». 

Ресурсные центры — координаторы общественной заботы

Базовой координационной площадкой для поддержки развития системы общественной заботы сегодня могут стать территориальные ресурсные центры Коалиции НКО «Забота рядом”. 

Сообщество было создано при поддержке Фонда Тимченко и Альянса «Серебряный возраст» в марте 2020 года как антикризисный проект. Целью объединения НКО была концентрация ресурсов для помощи пожилым людям в самоизоляции. За время пандемии помощь получили 93 000 человек.

Сегодня, спустя год, в Коалиции НКО «Забота рядом» 370 некоммерческих организаций из 67 регионов России, в субъектах работают 25 ресурсных центров. Именно на них ложится базовая работа по формированию системы общественной заботы.

Ресурсные центры информируют о возможностях практик заботы и внедряют лучшие, привлекают партнеров, выявляют «невидимых» государственной системе пожилых людей, курируют волонтеров и формируют соседские сообщества. 

По мнению руководителя Коалиции НКО «Забота рядом» и Альянса «Серебряный возраст» Татьяны Акимовой, «главная задача территориальных ресурсных центров — разработка и внедрение эффективных моделей координации с участниками системы поддержки пожилых людей».

В модель общественной заботы могут быть включены формы сотрудничества на базе: 

  • взаимодействия местных сообществ и служб социальной защиты;
  • координации участия ведомств, учреждений, сообществ, некоммерческих организаций, бизнеса на территориях;
  • создания межведомственных советов и других координационных площадок для выработки решений по созданию работающего механизма системы;
  • открытого межведомственного сопровождения граждан пожилого возраста;
  • взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления  и профсоюзами;
  • сотрудничества некоммерческого сектора  с гериатрическими службами, в том числе содействие наставничеству медицинских работников поликлиник в работе с пожилыми людьми;
  • развития площадок и сообществ единомышленников, способных стать участниками системы «неформальной» заботы.

Информирование и создание общественного мнения, базово предполагающего заботу о пожилых людях в ближайшем окружении, знания о способах помощи и телефонах поддержки — задача некоммерческих организаций и соседских сообществ. 

Ресурсные центры в некоммерческом секторе видят своей задачей информационную и методическую поддержку и помощь пожилым людям по предотвращению насилия и выявление скрытых случаев насилия в семье; формирование общественного мнения о недопустимости фактов насилия над пожилыми людьми. 

Общественная забота — это профессионализм, солидарность, доверие

«Ближний круг» завершился в конце мая 2021 года конференций в Санкт-Петербурге с участием 200 профессионалов некоммерческого сектора. 

Экспертная оценка практик дала возможность увидеть организационную основу создания модели общественной заботы, в центре которой находится пожилой человек, а в структуре помощи — некоммерческие организации, органы территориального общественного самоуправления, соседские сообщества, инициативные группы, власть и бизнес.

Именно за счет этого развития и сосредоточенности вокруг нужд и жизненно важных интересов пожилого человека формируются взаимосвязи помогающих субъектов и ресурсное обеспечение. 

Региональные мероприятия стали индикатором мнений и направлений развития системы общественной заботы. Они показали ресурсы и качество координации, прозрачность намерений и готовность всех элементов системы работать сообща.

Возможно, задача построения общественной заботы в России кажется сложной. Но в действительности, 2020 год показал, что она уже работает, развивается и стремится к новому качеству. К формированию устойчивых практик и прочных связей, при которых быстро и четко будут удовлетворяться потребности пожилых людей силами некоммерческого сектора, территориального общественного самоуправления, власти, бизнеса и каждого из нас. 

По словам Генерального директора Фонда Тимченко Марии Морозовой, «общественная забота — это большая команда, и каждый из нас — ее часть». При понимании этого системные связи смогут сформироваться надежно и правильно, и у нас будет общество, в котором не страшно стареть. Общество, в котором забота зависит только от нас. 

 

Автор статьи: Анна Якушева, специалист по коммуникациям Коалиции НКО «Забота рядом».