Из песочницы – к системе: как НКО помогают «невидимым» старшим


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В конце марта 2020 года Фонд Тимченко и Альянс «Серебряный возраст» объявили о создании коалиции «Забота рядом». Коалиция объединила некоммерческие организации для выявления одиноких пожилых людей и оказание помощи им в период самоизоляции. Почти 5000 человек, которые оказались наедине со своими проблемами, были растеряны и не ждали помощи, её получили. Они не состояли на учёте в социальных службах и были действительно «невидимы». Некоторые нуждались в помощи только на период самоизоляции. Другим поддержка необходима постоянно. НКО коалиции помогли им встать на учёт соцслужб и сами поддерживают – за счёт проектов, грантов и благодаря участию волонтёров. 

«Выявление» стало одним из стратегических направлений работы коалиции, которая после пандемии стала крупнейшим сообществом НКО, объединённых стремлением сформировать систему общественной заботы о пожилых.

Инструменты выявления известны, опыт участников коалиции накоплен, но пока рано говорить о результатах. Как оценить, много ли человек удалось выявить за год, если нет данных о том, сколько пожилых в стране остаются незаметными? 

Поэтому тема выявления и переход отдельных практик к системе остаётся в фокусе внимания. Практикум «Выявление старших, которым нужна поддержка» объединил тех, кто «в теме» на конференции «Ближний круг», которая прошла в Санкт-Петербурге.

«Кто выявлял, тот знает, какой огромный заряд добра и эмпатии несут в себе спонтанные истории, когда мы находим человека, которому нужна помощь и мы можем эту помощь оказать», — сказала, открывая практикум его модератор, Надежда Калякина, руководитель фонда «Забытые живые» (Саратов). Но спонтанность, по словам Надежды, должна стать системой: «Пока мы играем в песочнице, но шаг за шагом, проект за проектом, формируем методику».

Методика формировалась в том числе на вебинарах коалиции – по итогам было издано методического пособие, которое Надежда Калякина представила на конференции.

Выявление – это…

Кажется, ответ понятен, но дело в том, что под выявлением подразумевается и то, что само слово в себе не несёт. Это – не просто сбор информации об одиноких нуждающихся, но и последующее оказание помощи. Или содействие в её оказании. 

Чтобы объединить эти составляющие, начинать выявление рекомендуют с «объявления намерений» и формирования партнёрств. Первое позволяет запустить сарафанное радио, второе – помочь выявленным.

Инструменты выявления – это листовки, горячие линии, мобильные патрули, работа с ТОС и ТСЖ, обмен информации с соседями. Найдя человека, важно понять его потребности: что ему нужно сейчас, а что ему понадобится завтра, как он живёт и оказать помощь или привлечь тех, кто её окажет.

Медицинская и социальная помощь

О том, как ульяновский «Красный Крест» открыл в районах области пункты здоровья и обучил фельдшеров на соцработников рассказала председатель организации Елена Сибагатулина. Идея появилась после того, как организация реализовала проект «Я – спасатель»: в деревнях, где нет ФАПов научили жителей, как измерить давление и оказать первую помощь. В ходе реализации проекта стало понятно, что многие жители деревень и сёл не получают необходимую социальную помощь, а фельдшеры – практические единственные посещают людей, проживающих в малочисленных деревнях, удалённых от райцентров. Их пригласили в новый проект «Красного Креста» и обучили профессии социальных работников. Теперь фельдшеры оказывают подопечным и медицинские услуги, и социальные. Учебный центр «Красного Креста» расширился, сейчас в нём обучают сиделок, социальных работников, педагогов-психологов. Пункты здоровья работают в 7 районах, а ещё в 3 будут открыты в ближайшее время. В проекте 83 соцработника, они оказывают соцуслуги на дому для 304 пожилых людей. В рамках проекта был также открыт полустационар, где помогают 1325 людям. Проект масштабируется и реализуется в Чувашской Республике, Астраханской области и на Камчатке.

А поговорить?..

Один из эффективных инструментов выявления – горячая линия. Линию помощи пожилым представила Анна Белокрыльцева, директор АНО «Студио-Диалог», организовавшего 13 лет назад всероссийскую горячую линию помощи пожилым. Проект поддерживает Фонд Тимченко. 

Горячая линия не была направлена на выявление, но часто волонтёры, которые подключаются к оказанию бытовой помощи, понимают, что человек нуждается в постоянной заботе.

Анна Белокрыльцева рассказала, что за последний год количество звонков выросло более, чем в два раза, чаще за помощью начали обращаться пожилые мужчины, а также на 30% выросли звонки не от людей, которым нужна помощь, а от тех, кто знает о нуждающихся.

67% звонков связаны с запросами на информационную помощь, 14 % обращений – это запросы на материальную помощь (например, необходима покупка дров, лекарств), 1% обратившихся на горячую линию просят о бытовой помощи, 2% обращений – жалобы на ситуации насилия. 15% всех запросов – это запросы на общение, в связи с чем появился проект «Служба Дружба», который сейчас курирует фонд «Старость в радость». Друзей по телефону нашли уже 100 пожилых людей.

Интересная арифметика

Ирина Кондрашина, руководитель ТОС «Высота» из Волгограда рассказала, что ТОС в пандемию активно помогал пожилым жителям, в коалиции приобрели опыт и решили заняться выявлением на других территориях. Выбрали удалённый частный сектор, где не работают ТОСы; открыли горячую линию и распечатали 1500 листовок. «Найти и помочь» – краткое название проекта точно отражало его суть. Возник вопрос – как передать листовки «невидимым», если они невидимы. Поэтому распространяли всем: на одной стороне был напечатан номер телефона горячей линии и полезные номера телефонов для тех, кто нуждается в помощи, а на другой стороне – информация о проекте и о том, как помочь ему и перевести деньги на продукты для нуждающихся пожилых. Определили, что целевым показателем будут 20 выявленных людей. Что показал проект? На горячую линию было всего 4 звонка, но в рамках проекта помощь получили 12 человек. Оказалось, что наиболее эффективно прямое общение волонтёров, которых привлекли распространять листовки, с пожилыми людьми. Они сразу делились своими проблемами. «И это ценный результат – “невидимых” людей не может быть много ли мало, важен каждый человек, которому мы помогли», — считает Ирина Кондрашина.