Забота местных сообществ и возможности ее интеграции в систему долговременного ухода


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Тема развития системы долговременного ухода в России становится все чаще одной из главных при осмыслении отношения к старению и его социальным последствиям. На площадках государственных органов и общественных объединений создается диалог о поиске моделей сотрудничества, объемах и формах взаимодействия и о том, как создать рабочую систему долговременного ухода. 

Общее мнение об СДУ состоит в том, что эта система – дело государства, равно как и уход за пожилыми людьми. При этом мы не можем игнорировать усилия «третьего сектора» и так называемую «неформальную» заботу, сформированную временем и людьми внутри местных сообществ. Общность интересов, солидарность, неспособность оставить пожилого человека один на один с бытовыми проблемами – важные причины для того, чтобы говорить о существовании неформальной, негосударственной заботы о старших.

Отсюда существование вопроса в том, как государственную заботу объединить с внегосударственной. Где находить границы сотрудничества, как сделать неформальную заботу площадкой проявления специальных компетенций и технологий, как уйти от несистемного «причинения добра» к знанию о заботе как о социальном явлении и о человеке как главном участнике поддерживающих процессов? 

Это вопросы поднимали участники круглого стола «Забота местных сообществ и возможности ее интеграции в СДУ» в рамках конференции «Ближний круг», прошедшей в конце мая в Санкт – Петербурге. Конференция стала смысловым и организационным итогом конкурса «Ближний круг», направленного на поддержку и развитие устойчивых социальных практик заботы о старшем поколении силами ближайшего окружения и местных сообществ. Конкурс проходил при поддержке Фонда Тимченко, Альянса «Серебряный возраст», БФ «Добрый город Петербург» и БФ «Хорошие истории».

Органы государственной власти в пилотных регионах проекта по созданию системы долговременного ухода располагают ресурсами и знаниями, кадрами и материально-технической базой. При этом часто их бывает недостаточно. Расстояния между населенными пунктами и отсутствие объективной информированности всех участников процесса включает ближайшее окружение в заботу о пожилых людях. Нельзя пройти мимо, когда социальный работник не может дойти до конкретного дома и оказать системную помощь. Из этого «нельзя» формируется альтернативная система долговременного ухода, которой тоже нужны профессионалы. 

Помочь неформальной заботе интегрироваться в компетенции и рамки профессиональной помогает «третий сектор». Включение профильных некоммерческих организаций в развитие системы долговременного ухода в России – необходимость и требование времени. Именно они могут стать объединяющим ресурсом, помочь ориентироваться в границах законодательства, формировать и инициировать создание образовательных площадок для тех, кто хочет развивать систему долговременного ухода на территориях.

Сегодня роль НКО в формировании системы долговременного ухода состоит в помощи государству увидеть и оценить реальный потенциал некоммерческих организаций, местных сообществ, ТОС; понять их ресурсные возможности, организационные модели работы и компетенции. Важно сформировать постоянную систему обучения представителей НКО, готовых работать в системе долговременного ухода «руками», включая предоставление партнерских образовательных программ.

Важной частью интеграции неформальной заботы в систему долговременного ухода может стать выявительный характер потребностей пожилых людей, нуждающихся в поддержке. Выявление тех, кому нужна помощь (а это далеко не всегда тяжело больные пожилые люди) – это задача местных сообществ и органов территориального общественного самоуправления. Их включенность в жизнь территории, осведомленность о соседях и их проблемах становятся частью системы долговременного ухода на «входе» в нее пожилого человека. Ведь как бы качественно ни была выстроена система, ее подопечные должны быть видимыми, а их потребности сформулированы и понятны. 

После выявления нуждающегося пожилого человека о нем можно рассказать профильной общественной организации на территории, ресурсному центру Коалиции НКО «Забота рядом», проверенному волонтерскому сообществу. НКО за счет своих ресурсов и высокой социальной динамики могут донести качественную информацию о пожилом человеке до социальных служб или принять часть заботы на себя. Так начинается интеграция местного сообщества в систему долговременного ухода. Так повышаются шансы не только найти нуждающегося, но и системно поддерживать его. 

Система долговременного ухода – большой механизм, который только начинает свою работу в России. Сейчас многое зависит от того, кто станет частью этого механизма, какие связи будут установлены внутри системы и как сложится ее нормативное регулирование. И в начале этого пути стоит признать, что забота местных сообществ существует, и она гораздо «старше» и опытнее системы долговременного ухода, формируемой сегодня. У нее свои правила и свои стратегии, она имеет свои законы и способы сохранности даже в самых отдаленных территориях. Ее опыт очень важен для жизнеспособности государственной системы долговременного ухода в России.

Построение этой системы — это диалог согласия нового времени. Согласия между государством и обществом, нормами права и социальными требованиями солидарности, потребностями пожилого человека и ресурсами, способными изменить качество его жизни.