Без страха равнодушия. Зачем пожилому человеку «ближний круг»?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Страшно ли стареть в России?

Сейчас этот вопрос все больше выходит из плоскости индивидуальных размышлений в категорию острых социальных проблем. Поисками ответов на него занимаются не только отдельно взятые семьи, в которых стареют родственники, но и некоммерческие организации, органы власти, социально ориентированный бизнес, сообщества инициативных людей. 

Дискриминация по возрасту, пренебрежительное отношение и  злоупотребления в отношении старших становятся предметом обсуждения и социального осуждения, требуют профилактики и изменений на уровне ценностей и мировоззрения.

Общие усилия приносят результаты, и постепенно отношение к пожилым людям меняется. Уже привычным стало словосочетание «серебряные волонтеры». Мы все чаще видим активных старших с высокими коммуникационными навыками и знанием иностранных языков на мероприятиях международного уровня в качестве добровольцев.  Активность пожилых людей, их саморазвитие, выполнение значимых социальных ролей, забота о ровесниках со слабым здоровьем и ограниченными ресурсами — все это вклад старших в собственное развитие и изменение негативного тренда беспомощности и страха перед собственным «серебряным возрастом».

Создание общества, где не страшно стареть – одна из важнейших задач современной России, и этой идее нужно закрепление в мировоззрении людей. Основой ценностных изменений может стать создание практик заботы о пожилых людях силами ближайшего окружения. Забота «ближнего круга» всегда была частью нашего менталитета, но развивалась стихийно и оставались без должного социального внимания.

Объединение ресурсов вокруг старших; поддержка волонтерского движения; тиражирование  лучших практик заботы – все это способы формирования идеи полноценной жизни в «серебряном возрасте» как важнейшего  индивидуального проекта человека. 

Эти задачи стали предметом обсуждения  конференции «Ближний круг», организованной Фондом Елены и Геннадия Тимченко, Альянсом «Серебряный возраст», благотворительными фондами «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории». Конференция прошла в Санкт-Петербурге 27-28 мая 2021 года и стала местом подведением итогов конкурса «Ближний круг», посвященного лучшим практикам заботы о старших силами ближайшего окружения. 

Старение в России: объективность цифр

По данным проекта «Если быть точным», созданным фондом «Нужна помощь» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Райффайзенбанка, в 2020 году в России проживало 43,2 млн человек в возрасте старше 55 лет. За последние пять лет количество таких людей в стране выросло на 2,3 млн, а их доля во всем населении увеличилась с 27,9% до 29,5%. Если учитывать только население в возрасте старше трудоспособного, мужчин 60+ лет и женщин 55+ лет, то количество таких людей в России в 2020 году составило 36,6 млн человек, пять лет назад — 35,2 млн.

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни (без инвалидности) в возрасте 55 лет в среднем по России составила 18,5 лет. По формуле Росстата, где здоровой считается жизнь без хронических болезней и с хорошим самочувствием — только 10,3 лет.

По данным Росстата, каждый пятый россиянин в пенсионном возрасте работает, и  часто это — вопрос выживания.  Сегодня ситуация с бедностью среди старшего поколения — печальный социальный показатель. На момент исследования «Если быть точным» в 38 регионах России жили пенсионеры, которым не хватало даже на еду. В среднем по стране это 0,7% населения в возрасте старше трудоспособного. Если прибавить к этой беднейшей категории тех, кто может купить еду, но на одежду и услуги ЖКХ им уже не хватает, то таких людей становится 18% в среднем по всей России. Это почти каждый пятый пожилой человек.

В России социально активна только половина пожилых людей. Это показатели, существовавшие до пандемии. Если в целом рассматривать социальную активность старших (светскую и религиозную), то до пандемии мероприятия посещали  54,2% людей в возрасте старше трудоспособного. Чаще всего пенсионеры ходят в религиозные организации и на встречи верующих (32,5%), реже — в кафе и рестораны (20,4%), на концерты (18,7%) и в театр (14,8%). Самые непопулярные виды досуга у пожилых — это кино (10,7%) и спортивные события (5,9%). Культурно-развлекательные события хотя бы раз в год посещает в среднем 38% пенсионеров.

По данным НИУ ВШЭ, 42% россиян уверены, что помощь пожилым людям, нуждающимся в поддержке, должно оказывать государство. При этом каждый пятый россиянин рассчитывает в старости на заботу близких. В то же время, около половины пожилых людей в нашей стране проживают в одиночестве или не имеют родственников в постоянном круге общения.

«Без помощи ближайшего окружения система помощи пожилым людям только с опорой на государство работать не сможет», — уверена Генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. Объединение постоянной поддержки «ближнего круга» и вклада государственной помощи может изменить ситуацию и создаст благоприятные условия для  общественной заботы и благополучного старения в России. 

«Ближний круг»: на стороне заботы и солидарности 

Еврейский благотворительный центр «Хэсед Авраам» в Санкт-Петербурге со дня своего создания работает ради благополучной жизни одиноких старших в родных стенах, в привычной обстановке. Его руководитель Леонид Колтон создавал центр, в основе которого была идея сохранения старшим домашней жизни, а дом престарелых — лишь крайний вариант в ситуации необходимости постоянного профессионального ухода.

В «Хэсед Авраам» создаются и внедряются практики сохранения домашней жизни для пожилых людей. Общинная, клубная работа и постоянно работающие волонтерские отряды способны уберечь одиноких пожилых людей от  пансионатов и домов престарелых. Главный ресурс — это люди, знающий заботу о старших изнутри, как профессию и социальную роль. Леонид Колтон рассказывает, что в период пандемии в три раза увеличилось число тех, кто попросил помощи. 

Об этом говорят практически все НКО, помогающие старшему поколению. Даже самых активных представителей «серебряного возраста» пандемия испытывала на прочность. Многие оказались в сложной жизненной ситуации. Доставка продуктов, медикаментов, предметов гигиены, СИЗов стала необходимостью. Старшим понадобилась помощь по освоению цифровых технологий, психологическая поддержка и содействие по обращению в медучреждения.  Проявилась необходимость выявления так называемых «невидимых пожилых» из числа тех, кто не стоял на учете социальных служб и кому угрожало так и не дождаться помощи. 

Вадим Смородов, начальник отдела международной деятельности и общественных проектов Российского геронтологического научно-клинического центра ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, отмечает, что около 200 тысяч пожилых людей в стране, нуждающихся в долговременном уходе, получают его в стационарах, а около полутора миллионов – на дому. Примерно треть из них находится в так называемой «серой зоне». Нет точных сведений, кто помогает этим людям: родственники,  сиделки, волонтеры, или они вообще не получают помощи.

Выявление «невидимых пожилых» стало с началом пандемии важнейшей задачей для НКО, помогающих старшим. В марте 2020 года более ста некоммерческих организаций вошли в состав Коалиции НКО «Забота рядом», созданной по инициативе Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Альянса «Серебряный возраст». Все они работали со старшими. 

НКО Коалиции  создавали «горячие линии» и «телефонные цепи» (Общество «Знание». г. Орел), раздавали листовки с контактными телефонами во дворах (ТОС «Высота», г. Волгоград), обращались через СМИ с просьбой помочь в выявлении одиноких нуждающихся пожилых людей. Защищаясь от мошенников, придумывали для волонтеров и подопечных «кодовые слова».  В Ульяновской области для выявления и помощи «невидимым пожилым» привлекали фельдшеров ТОСов. По словам Елены Сигатуллиной, руководителя  регионального отделения «Красного Креста», фельдшеры прошли обучение на соцработников, понимали проблему и умели с ней работать профессионально. 

Доцент факультета социологии и философии Европейского университета Санкт-Петербурга Елена Богданова рассказала, как работает технология «Заботливый сосед» в Ленинградской области.   Регион оказался пилотным в институционализации соседской заботы.  Соседи берут на себя обязанности помощи пожилым соседям и получают за это вознаграждение, как соцработники. Практика показала, что чем дальше от Санкт-Петербурга находится поселение, тем услуга популярнее. Часто старшим, нуждающимся в поддержке, нужен «заботливый сосед» с хорошими бытовыми навыками, который возьмет на себя мелкий ремонт, заготовку дров, возделывание огорода, приготовление горячей еды. Проект развивается,  причем бывает так, что об одном пожилом человеке заботятся несколько соседей с разными возможностями и умениями. Каждый старший может просто вывесить в окне красную косынку, показывая, что нужна помощь, и люди придут.

Старшие во  время пандемии научились активным и не совсем привычным для них коммуникациям. Для многих освоение навыков общения стало вопросом выживания. Проблема одиночества во время изоляции стала поводом включаться в телефонное и онлайн-общение с волонтерами и самим становится частью волонтерских отрядов поддержки словом. 

Директор АНО «Студио-Диалог» Анна Белокрыльцева (г. Москва) рассказала о  телефонной службе «Дружба» (тел. 8 800 100 48 83). Это «горячая линия», где работают волонтеры разных возрастов от 18 до 74 лет. Работают собеседниками тех старших, кому одиноко, страшно и важно поговорить. 

Социальные технологии заботы в ближайшем окружении, созданные в России во время пандемии некоммерческими организациями, ТОСами, инициативными группами, могут стать прочной основой для формирования «ближнего круга» — сообщества близких людей, объединенных соседством, общими интересами, силами и ресурсами для помощи старшим, которые находятся рядом. Важно, чтобы каждый человек, переживающий старение и одиночество, знал, что достаточно вывесить в окно «красную косынку», позвонить на «горячую линию», в свой ТОС или постучать в дверь соседям. И люди «ближнего круга» придут и помогут.