Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми, которым требуется АДК


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Одной из эффективных является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).

Карточки PECS — это один из способов альтернативной коммуникации. Способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения.

PECS (Picture Exchange Communication System), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и Лори А. Фрост.

Целью программы PECS является побудить ребенка к коммуникации. Основой метода является мысль, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. В самом начале нужно определить потенциальные стимулы (что ребенок любит и хочет).

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:

  • отработка зрительного контакта, слов/жестовых обозначений «да», «нет», «дай»;
  • ребенок должен быть обучаем;
  • ребенок должен уметь имитировать действия, повторять за педагогом.

С данной системой знакомят детей дошкольного возраста, проводят различные тренинги для освоения этого средства АДК.

Есть целый алгоритм обучения работе с PECS.

Физический обмен картинки на предмет. Для первой ступени обучения, необходимо два человека. Один выполняет роль того, у кого что-либо просят, а второй человек помогает ребенку и подсказывает ему. Такие занятия проводятся как со специалистами, так и дома. Список потенциальных стимулов нужно сделать заранее, существуют как положительные, так и отрицательные стимулы, на этом этапе советуют брать вещевые или пищевые стимулы. Вся суть этого этапа проста — внимание ребенка привлекают (иногда это очень тяжело сделать) на знакомый и любимый предмет, а потом ребенок должен обменять его на карточку (изображение предмета). Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая количество предметов и карточек.

 

Вторая ступень обучения – научить ребенка отдавать карточку в режиме спонтанности. Специалист подбирает набор карточек для коммуникативной книги, которая будет использоваться на коммуникативном поле. На это поле ребенок будет выкладывать изученные карточки. Как только ребенок научится самостоятельно отдавать карточку, нужно начинать работать на дистанции, которую нужно постепенно увеличивать. Ребенку нужно вложить понимание о важности привлечения внимания коммуникативного партнера до обмена картинками (иногда и на этом этапе привлекают второго педагога/взрослого).

 

Выбор двух-трех различных картинок, обучение распознаванию того, что изображено на карточке. В этом заключается цель третьей ступени обучения. Результаты записываются, частой ошибкой на этой стадии, является ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из двух слов (вводится предикативный словарь). Важно научить ребенка находить нужную карточку в книге.

 

Четвертая ступень обучения – обучение составлять предложения из карточек. Для удобства используется полоска из липучки, на которой ребенок может составить предложение. Также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить что-то конкретное (как пример, предмет определенного цвета). В конце этапа в коммуникативной книге ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.

 

Пятая ступень обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Главное задать вопрос до того, как ребенок начинает составлять предложение. На этом этапе охватывается большое количество тем (от эмоций, до буквенного состава слов и т.д.)

Шестая ступень обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ребенка нужно научить осознанно и адекватно отвечать на ряд вопросов, заданных в случайном порядке.  Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале педагог действует также, как и на предыдущих этапах, работает с визуальной подсказкой. Постепенно визуальная опора исчезает.

 

Конечно мы понимаем, чтобы полностью освоить эту систему, нужно очень много работать с ребенком, его навыками и пониманием. Иногда работа с освоением системы PECS длится годами, но это не повод отказываться от нее. За многолетний опыт работы, система доказала свою эффективность. PECS дают детям и взрослым найти общий язык, быть понятыми и услышанными. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его. И это доказано многими специалистами на практическом опыте.

Главное вводить систему постепенно, а семье со специалистом работать в команде.