«Человек с ВИЧ остается человеком»: GSK запустила кампанию по преодолению стигматизации ВИЧ-позитивных людей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В России началась реализация новой социально-ориентированной кампании по преодолению стигматизации ВИЧ-позитивных людей и изменению отношения к ним. Она запущена при поддержке GSK ‒ международной научно-исследовательской компании в сфере здравоохранения.

Стигма – сложное социальное явление. Как правило, это понятие означает несоответствие общепринятым нормам, постыдные и неприемлемые в обществе качества человека. ВИЧ-инфицированные люди довольно часто подвергаются осуждению со стороны социума, тем самым ущемляются их права. Человек оказывается лицом к лицу с внешними вызовами, многие бытовые вопросы превращаются в неразрешимые проблемы. Записать ребенка в сад, устроиться на новое место работы, реализовать свои потенциальные амбиции, даже встретиться с друзьями становится по-настоящему сложным.

По данным опроса ВЦИОМ 2018 года в России, о вирусе иммунодефицита человека или СПИДе слышал почти каждый взрослый россиянин (97%). Личное отношение россиян к ситуациям взаимодействия с ВИЧ-инфицированными стало существенно терпимее. Согласно опросу, наиболее приемлемой воспринимается ситуация проживания по соседству с носителем вируса: 65% опрошенных отмечают, что в этом нет ничего страшного, тогда как в 2005 г. эта доля составляла 38%. Выросла доля тех, кто не видит ничего предосудительного в ухаживании за ВИЧ-инфицированными людьми (с 29% в 2005 г. до 57% в 2018 г.). 1
Тем не менее, 45% респондентов негативно относятся к покупке продуктов у ВИЧ-инфицированных продавцов, 26% участников считают неприемлемым совместное посещение детского сада или школы их детей и ВИЧ-инфицированных, 49% россиян откажутся от совместного использования посуды с ВИЧ-инфицированным.

«Российское общество за последнее десятилетие стало гораздо терпимее к ВИЧ-позитивным людям. Однако часть общества по-прежнему склонна воспринимать таких людей как личную угрозу и защищаться от них разными способами, вплоть до открытой дискриминации», – прокомментировал Камиль Сайткулов, директор департамента коммуникаций и правительственных связей компании GSK.

Одним из первых шагов в реализации социальной кампании, нацеленной на борьбу со стигмой в нашей стране, стали подготовка и запуск в сети Интернет пяти видеороликов. Они обращают внимание на мифы, которыми обросла ситуация с ВИЧ в России, например, на один из самых распространенных из них о том, что можно заразиться через прикосновение или воздушно-капельным путем. Опасность общения с людьми, живущими с ВИЧ, во многом вымышленная. Концентрация вируса в таких биологических жидкостях организма, как слюна, пот и моча ничтожно мала, поэтому невозможно заразиться ВИЧ во время поцелуя, при купании в одном бассейне, пользовании общим туалетом, душем или кухонными принадлежностями или же работая в офисе. Кожа в этом случае выступает естественным защитным барьером.2

В последнее время заболеваемость смещается из традиционных групп риска в сторону так называемых «обычных» людей. Человеком, живущим с ВИЧ, может оказаться кто угодно. Растерянность, утрата чувства контроля над ситуацией, необходимость больше времени уделять здоровью, сопровождающие принятие диагноза, могут привести к отчуждению, боязни потери контакта с близкими, коллегами, проблемам трудоустройства или потере работы.

«В такой ситуации важно поддержать каждого. Человек с ВИЧ остается человеком. Именно это высказывание мы решили сделать главным слоганом нашей кампании. Видеоролики привлекают внимание к проблеме и показывают, на первый взгляд, обычные ситуации, но главными героями в них стали ВИЧ-позитивные люди. Мы пытаемся разрушить сложившиеся стереотипы и хотя бы немного снизить присущую обществу стигму», – рассказал Камиль Сайткулов, директор департамента коммуникаций и правительственных связей компании GSK.

Видеоролики:





Материал предназначен для широкой аудитории. Информация, представленная в данном материале, не представляет собой и не заменяет консультацию врача. За дополнительной информацией необходимо обратиться к специалисту здравоохранения.

1.Электронный ресурс: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vich-inficzirovannye-sredi-nas. Дата доступа: ноябрь 2021 г

2. Лекции по ВИЧ-инфекции / под ред. В. В. Покровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 848 с. : ил. — ISBN 978- 5-9704-4374-3.