В Ижевске подвели итоги пилотного образовательного проекта «Всеобуч»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

29 ноября в Ижевске на пресс-конференции «Поддерживаем специалистов, сохраняем семью для ребенка» подвели итоги уникального пилотного образовательного проекта «Всеобуч». На конференции обсудили проблемы в работе с кризисными семьями, необходимость обучения и поддержки специалистов и изменение законодательства.

На начало 2021 года, по сообщению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти 60% случаев, когда ребенок становится сиротой, связаны с лишением и ограничением родительских прав, и только 24% — со смертью родителей (источник: ТАСС).

Но с этим можно и нужно работать: более половины кризисных семей можно сохранить, если наладить правильную работу специалистов с этими семьями. Для этого Институт развития семейного устройства под руководством Людмилы Петрановской разработал дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации «Основы работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье» – коротко «Всеобуч». Четыре года назад пилотный проект «Всеобуч» был запущен в Удмуртской Республике, после — в Архангельской области. Реализацию и развитие проекта финансово поддерживает благотворительный фонд «В ответе за будущее!». Петров Михаил Иванович, член попечительского совета благотворительного фонда «В ответе за будущее», ​​глава региона «Юг» компании Amway: «В рамках корпоративной социальной ответственности фонд нашей компании уже более 9 лет помогает системно решать проблемы социального сиротства. Мы не возим подарки в детские дома и не закупаем туда новые кровати. Вместо этого мы помогаем профессиональным фондам и организациям сохранять кризисные семьи и развивать институт приемного родительства, чтобы влиять на проблемы системно».

Суть проекта «Всеобуч» в качественной работе с сотрудниками разных государственных учреждений: от специалистов Департамента труда и социальной защиты до сотрудников Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел. Обмен опытом и экспертизой, супервизорская поддержка специалистам, помогающим кризисным семьям, разбор кейсов и сложных случаев, обучение работе в команде, повышение профессионализма сотрудников госучреждений в работе с детьми и со всеми членами семьи и создание профессионального сообщества. «Всеобуч» объединяет и помогает стать единомышленниками сотрудникам служб опеки, полицию и школьных учителей. Всё ради единственной цели — помочь сохранению семьи или предотвратить повторное сиротство.

Людмила Петрановская, психолог, руководитель Института развития семейного устройства, автор проекта «Всеобуч», озвучила несколько глобальных проблем сиротской сферы в России. В первую очередь – это отсутствие системы обучения и подготовки людей, которые принимают судьбоносные решения касательно детей. Также не хватает методологической базы, на которую специалисты могут опираться в работе и почти полностью отсутствует поддержка специалистов, что приводит к деформации, выгоранию и текучке кадров.

Как раз на решение этих ключевых проблем и работает проект «Всеобуч». Петрановская отметила, что важно было заложить обучение на «Всеобуче» в короткий компактный срок, потому что у людей, которые работают в сиротской сфере, нет возможности пойти учиться на несколько лет. Также важно было создать интерактивную форму обучения, где на занятиях можно проработать чувства, актуализировать ценности в группе из коллег из разных ведомств и пройти методологические и теоретические основы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. «Мы объясняем, почему невозможно заменить семью даже самым замечательным учреждением. Ребенку нужна нормальная жизнь и ребенку нужны близкие люди для развития».

«Второй задачей, которую ставит перед собой проект, — рассказывает Людмила Петрановская, — является создание профессионального сообщества в регионах. Даже если во всех регионах пройдет обучение, «Всеобуч» не может закончиться — работать в систему приходят новые люди, а тем, кто уже обучился, в дальнейшем нужна поддержка. Наши специалисты в социальной сфере чудовищно одиноки. Каждый мучается с этими очень непростыми кейсами и болезненными решениями один. И нет налаженной инфраструктуры профессиональной поддержки».

Ольга Пчельникова, врач-психотерапевт, супервизор и преподаватель проекта «Всеобуч» в Ижевске рассказала на пресс-конференции, что программу прошли уже более 400 специалистов: «Особенность в том, что обучающие группы формируются из людей из разных ведомств, но главный принцип — территориальный. Все эти специалисты работают в одном районе республики или города. Мы создаем условия для межведомственного взаимодействия. Умение работать в команде очень важно. Эти специалисты проживают с нами совместно 72-часовой цикл, учатся говорить на одном языке, прекрасно понимать друг друга. Они усваивают терминологию, ранжируют свои ценности для того, чтобы потом совместно принимать решения именно в интересах ребенка».

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, рассказала, что все цивилизованные страны проходили процесс деинституализации в сиротской сфере, но за последние 20 лет российское семейное законодательство менялось незначительно: «Самая главная задача, которая стоит и перед регионами, и перед Федерацией — это поменять практику работы с кровной семьей, для чего, к сожалению, нашего текущего федерального законодательства очень не хватает. И здесь один из ключевых моментов — это обучение кадров. Даже если мы хорошо изменим федеральное законодательство, а эти решения на местах все равно будут принимать люди, которые не знают базовых вещей своей специальности — то самые лучшие решения на практике будут сбоить. Идея о том, что кадры, работающие с тяжелым детским опытом, должны иметь профессиональную подготовку, должна быть понятна не только в Удмуртской и еще нескольких республиках и областях, а стать базовой общей вещью для всей социальной сферы нашей страны».