Игровой инклюзивный курс: «ПРОчувствуй», чтобы понять и принять


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Общество образовательного и творческого досуга «Игры будущего» совместно с фондом «Полдень» разработало игровой  инклюзивный курса «ПРОчувствуй», конечная цель которого – благополучная интеграция в общество подростков с ментальными нарушениями. Реализация проекта стала возможной благодаря гранту от Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Подростки с расстройствами аутистического спектра, настроения или пищевого поведения часто подвергаются травле в школе, не развивают и не проявляют свои способности, не ведут полноценную жизнь. По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья начинается еще до 14 лет, однако в большинстве случаев они остаются незамеченными.

Важно не только вовремя диагностировать ментальные расстройства, но и по возможности не допустить их развития, а особенным детям с нарушениями, имеющими биологическую природу, облегчить адаптацию в социуме. Программа «ПРОчувствуй» из пяти ролевых игр поможет ребятам с разного рода расстройствами быть понятыми и услышанными своим окружением – родными, учителями и одноклассниками. 

«Наш курс позволит нормотипичным людям – подросткам, специалистам, работающим с детьми, родственникам, у которых есть в семье дети с особыми образовательными потребностями, – прочувствовать, каково быть и жить в этом мире человеку с ментальными нарушениями», – рассказала руководитель проекта «ПРОчувствуй»  Евгения Гаврилина.

Программа рассчитана на школьников 12-18 лет, педагогов школ и домов-интернатов, членов семей. Как видят мир аутисты? Что чувствуют ребята в депрессии? Как распознать булимию и анорексию? Какие есть способы поддержки? Участники курса «ПРОчувствуй» через игровой опыт смогут осознать проблемы, с которыми сталкиваются подростки с особенностями развития, научатся лучше их понимать и общаться.

 

«Курс не только облегчит адаптацию подростков с расстройствами в социуме, но и обогатит нормально развивающихся школьников и взрослых, позволит им развить эмпатию, осознать свои собственные возможности и ограничения. Помимо этого, программа будет обладать профилактическим эффектом, позволяя выявлять маркеры расстройств поведения и настроения, осознавать пути выхода и способы помощи и поддержки как самому себе, так и окружающим», – пояснили разработчики.  

В проекте участвуют 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород и Пенза. Курс пройдут как минимум 100 человек – сотрудники учреждений социальной защиты, родители и одноклассники подростков с ментальными нарушениями.

Чтобы смоделировать необходимый игровой опыт, разработчики проводили анализ кейсов с экспертами благотворительного фонда помощи ментальных инвалидов «Единение» – одним из партнеров проекта.

Благодаря финансированию от Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» напечатаны и отправлены в регионы материалы игр для проведения очного курса, а также создан сайт для привлечения к сотрудничеству НКО.  

Программа состоит из пяти ролевых игр живого действия, каждая из которых дает опыт переживания определенных состояний. Так, в ходе первого занятия участники попробуют увидеть мир глазами подростков с расстройствами аутистического спектра. Во второй игре познакомятся с восприятием искаженного образа тела у ребят с расстройствами пищевого поведения. Третье и четвертое занятие посвящено особенностям эмоциональной сферы подростков с расстройствами настроения и психосоматическими расстройствами в стрессовой ситуации. И, наконец, пятая игра покажет, насколько трудно приходится родителю, чьего ребенка с ментальными нарушениями не принимают или даже травят.

«Не всегда педагог или психолог в детском коллективе находит легкие и понятные инструменты, которыми можно достичь взаимопонимания между нормотипичным и особенным ребенком, – отметила клинический психолог, нейропсихолог фонда «Единение» Нина Петровская. – Но если нам удается найти способ объяснить детям, в игровой форме, в чем ценность такого общения, то этим мы закладываем нужные во взрослом возрасте навыки – принимать разнообразие мира».

Руководитель партнера программы – инклюзивного проекта «Добрый заяц» из Великого Новгорода Ольга Андреева, добавила, что «игровые практики давно зарекомендовали себя как наилучший способ усвоения детьми нового материала». А педагог, психолог и геймдизайнер Ирина Беляева пояснила, в чем ценность курса «ПРОчувствуй» для всего общества. В конечном счете, игры направлены на повышение толерантности к людям с ментальными нарушениями.

 

«Почему эта программа так важна? Я работаю в школе и вижу, как часто непонимание, дискоммуникация и даже насилие рождается, когда мы не можем понять другого, – рассказала Ирина Беляева. – Люди с ментальными расстройствами внешне ничем не отличаются от остальных. Они просто иначе видят мир. И поэтому их реакции иногда кажутся неадекватными, пугают и раздражают. Вот здесь и происходит неприятие, разобщение и даже столкновение. И я верю, что если мы дадим родителям, педагогам, одноклассникам вот этот опыт, когда ты сможешь попробовать увидеть мир другими глазами, это позволит снизить напряжение и сделать еще один шаг по пути к обществу, когда при отсутствии нормы все мы умеем принимать и общаться друг с другом».  

В декабре 2021 года прошло обучение региональных кураторов и волонтёров, и сейчас коллеги проводят игры в  детских домах.

Скачать материалы и получить более полную информацию о курсе вы можете на сайте https://inclusion-futuregames.ru/